ирина дорохина
Сценарий мероприятия по русской народной сказке «По щучьему велению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить воспитанников давать оценку поступкам персонажей сказок; учить узнавать сказки, через использование загадок и иллюстраций; упражнять подбирать прилагательные, обозначающие черты характера сказочных героев.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе;
Публикация «Сценарий мероприятия по русской народной сказке „По щучьему велению“» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- «По щучьему веленью», все материалы по сказке
- Темочки
Развивающие: развивать речь, умение обобщать, делать выводы, память, желание поделиться впечатлением от прочитанного, умение вести диалог.
Оборудование: Книга сказок с цветными иллюстрациями, музыкальное сопровождение Ж. Массне «Элегия», картинки с изображением героев.
Ход:.
1. Приветствие. Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»
Дети! Давайте встанем в круг.
Дети встают в круг. (Круг-это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников).
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один, мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить.
Мы рады, мы рады, мы рады Алеше, Дармену, Анне и т. д.
Дети, вы любите сказки?
Дети: Любим.
Воспитатель: Кто придумал русские народные сказки?
Дети: Русский народ.
Воспитатель: Какие русские народные сказки знаете вы?
Дети: «Колобок», «Репка». «Снегурочка».
Воспитатель: Хотите ли вы отправиться со мной в путешествие по русским народным сказкам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Отправимся мы в путешествие на «ковре-самолете».
2. Начинаем путешествие! Отправляемся на планету Сказок! Чтобы «ковер-самолет» взлетел необходимо назвать сказки, которые спрятались в этой книге.
Дети называют сказки
Молодцы! Наш «ковер-самолет» взлетает.
Звучит Ж. Массне «Элегия»
Сели удобно, расслабились, закрыли глаза.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся.
Тише, тише не качайся.
Ниже, ниже опускайся
Дети садятся на стульчики.
- В мире много сказок
Грустных и смешных
Не прожить на свете
Без любимых книг.
- Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать. Но до нас дошли старинные русские народные сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки. Как это произошло? Как вы думаете? (Размышления, ответы детей). - В старину люди рассказывали друг другу, отец сыну, а сын своему сыну. Передавали из уста в уста. (Лексическая работа над словом уста). Каждый хотел что-то добавить в сказке, приукрасить. И теперь мы называем этот вид творчества - устное народное. До нас дошло много сказок. И сегодня мы познакомимся с одной из них. К нам в гости пришёл Емеля (кукла). Он хочет с вами поиграть. Отгадайте загадку: У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех. Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).
3. Пальчиковая гимнастика "Рыбки".
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко. "
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала : "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Молодцы, Емеле очень нравится!
Разучиваем закличку:
Раз, два, три, четыре, пять-
Можно сказку начинать.
В такт каждому слову хлопаем в ладоши. Эти волшебные слова всегда будут помогать нам попасть в сказку.
4. Рассказывание сказки "По щучьему велению. "
5. Обсуждение сказки с детьми.
- Скажите свое мнение о прослушанной сказке?
- В какое время года происходит действие в сказке (Зимой).
- Какой показалась сказка в целом : веселой, грустной, таинственной. Кто из действующих персонажей больше всего запомнился и почему?
- Кто является главным действующим лицом в сказке?
- Какие действия происходят в сказке?
- Какие волшебные слова помогали Емеле?
- Какое «транспортное средство» использовал Емеля?
6. Итог.
Наше путешествие подошло к концу. Проходите и рассаживайтесь на ковер-самолет, мы возвращаемся в детский сад.
Звучит Ж. Массне «Элегия»
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Ниже, ниже опускайся.
Тише, тише не качайся.
Вот он, вот он детский сад
Принимай своих ребят
Мы вернулись.
Дети, с какими сказками мы сегодня встретились?
Дети: С русскими народными сказками.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, сказка учит быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. Мне было очень приятно с вами путешествовать. На память о нашей встрече я дарю вам книги сказок. Стоит вам их открыть, и вы вновь окажитесь в Стране Чудес и Волшебства.
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в мир игрушек"
Цель: упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружеские взаимоотношения; формировать интерес к совместным играм.
Словарная работа: меховая, пластмассовая, деревянная, металлическая, резиновая, глиняная, куклы-марионетки, игрушки-забавы.
Подготовка к игре:
• чтение стихотворения Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
• знакомство с народными игрушками : дымковской, каргопольской, богородской, филимоновской, куклой-марионеткой, игрушкой-забавой;
• создание музея игрушек.
Игровые роли: неваляшки.
Ход ИГРЫ
Воспитатель обращается к детям.
– Дети, все вы любите играть в разные игрушки. Ну-ка, напомните мне, какие игрушки есть у нас в группе? Какие есть у вас дома? Какие ваши самые любимые? Почему?
– Сегодня мы отправимся в путешествие, в котором все игрушки оживают. И мы сами станем игрушками. Скажите мне, какой игрушкой вы бы хотели быть в нашем путешествии? Расскажите немного о себе, чтобы мы все представили, какой у вас внешний вид, что с вами можно делать, как играть.
– Здорово! Прямо как в «Детском мире» в отделе игрушек! Только игрушки все живые, веселые. Давайте попляшем вместе с неваляшками.
Воспитатель раздает девочкам косынки, а мальчикам колпачки.
Танец «Неваляшки»
Мы – милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Не спим, не сидим
И ложиться не хотим.
Очень весело звеним
Эх раз, еще раз
Мы станцуем здесь для вас.
Начинаем перепляс.
Постараемся для вас.
(3. Левина) .
– Вот какие веселые у нас получились неваляшки и петрушки, хорошо потрудились, умницы.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворения Агнии Барто из Цикла «Игрушки».
– Давайте я вам напомню первые строчки: «Наша Таня.», «Спать пора.», «Идет бычок.», «Зайку бросила хозяйка.». А теперь попробуем их изобразить. (Разыграть сценки).
– А еще мне очень нравятся куклы-марионетки. Кто с вас знает, что это за куклы? Их дергают за веревочки, и они оживают. Давайте в такую куклу-марионетку на веревочках поиграем.
Игра «Сломанная кукла»
Пока все веревочки опущены: колени согнуты, руки и голова опущены, все тело расслаблено. Но вот кукловод дернул за одну веревочку, поднялась голова, затем выпрямилась спина, разогнулись ноги, стали двигаться руки. И вот уж кукла танцует, как балерина, на носочках! Вот как здорово, вот какие куклы-марионетки хорошие получились!
– Да, еще одни необычные игрушки есть. Игрушки-забавы. Какие вы знаете?
– Сейчас я вас превращу в разные заводные игрушки, буду вас включать, а вы будете оживать и показывать свою игрушку.
– Очень забавно! Вы были как настоящие заводные игрушки.
Итоги игры:
– Пора нам превращаться в деток: «Игрушки трижды повернулись и в ребенка превратились!»
– Ребята, вам понравилось наше путешествие?
– А кем тебе (вам) больше всего понравилось быть?
– Мы можем путешествие продолжить следующий раз, вспоминая новые игрушки.
Руководство игрой: воспитатель отслеживает развитие сюжета, успокаивает гиперактивных детей, стимулирует к действиям медлительных детей.
Варианты игры: ребенок может придумать свою игрушку и устроить презентацию (торжественное представление) своей игрушки.
Игра-ситуация «Веселая ярмарка»
Программное содержание. Вовлекать детей в диалог; побуждать к вхождению в роль; поощрять каждого ребенка в выбранной роли.
Материалы. Атрибуты для ярмарки (товары, русский народный костюм для взрослого (или его элементы).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи.
Ход игры
Воспитатель выходит в роли Матрешки и приглашает детей на ярмарку.
Матрешка:
Все на ярмарку спешите,
Все на ярмарку идите,
Тут найдете все, что надо:
Слоники из мармелада,
Зайцы из шоколада,
Румяные калачи
С пылу, с жару из печи!
Подходи, не задерживайся!
Дети подходят к Матрешке и покупают товар – вырезанные из бумаги кружки-монетки.
Матрешка:
А вот новые
Кафтаны бирюзовые!
Красные сапожки
Из лаковой кожи,
Платья, кружево,
Покупай, пока дешево!
(Обращается к девочке.)
А вам, сударыня, что нравится?
Вот кукла-красавица. Берете?
Девочка. Да.
(Матрешка отдает девочке куклу.)
Матрешка (обращается к мальчику).
Вам, сударь, вот этот жилет.
Нравится или нет?
Коль нравится – берите,
А нет – завтра приходите.
(Мальчик берет жилет.)
А вот моя соседка Настасья. (Матрешка подходит к произвольно выбранной девочке.) Настасья, что продаешь, платье?
Настасья. Да.
Матрешка.
Платье у тебя какое,
Красное или золотое?
Настасья. Золотое.
Матрешка.
Возьму для своей дочки.
Ей оно понравится очень.
(Берет у Настасьи воображаемое платье.)
Цель данной инсценировки – вовлечь детей в диалог, побудить участвовать в ярмарке – покупать или продавать, рекламировать товар. Дети подходят по одному, примеряют, оценивают, выбирают товар. Воспитатель может вовлечь любого ребенка в диалог в роли покупателя или продавца. Сначала дети будут действовать робко, потом, привыкнув, будут себя чувствовать уверенно в таком виде игры. Таким образом, длительность игры зависит от самих играющих.
Матрешка.
Солнце за лес спускается,
Наша ярмарка закрывается!
Приходите, гости,
Завтра снова в гости!
Игра - ситуация «Как котик в гости ходил»
Цель: Познакомить детей с обычаем ходить в гости.
Задачи: Познакомить детей с обычаем ходить в гости с гостинцами. Разучить новую народную игру поясок. Повторить прибаутку. Познакомить с новой русской народной сказкой «Кот, петух и лиса».
Материал: Настольный театр «Кот, петух и лиса», узелок с гостинцами, красный поясок.
Ход деятельности
Хозяйка: Посмотрите, ребята, какой я поясок нашла: красный, плетёный, с кисточками! Думала я, думала, чей же это поясок? Дедушке коротковат, даже Ванечке маловат, а вот поиграть как раз годится!
С поясочком похожу,
На ребяток погляжу.
Кому дать, кому дать, (ходит перед детьми, помахивая пояском)
Кому пояс передать?
Егорушке! (с поклоном отдаёт поясок ребёнку)
Теперь ты, Егорушка, походи с пояском, а потом кому поклонишься, тому и поясок отдашь.
Игра повторяется несколько раз.
Хозяйка: Слышите? Мяукает кто-то! Да это же мой котик! Васенька, почему ты так жалобно мяукаешь?
Котик: Мяу, мяу, я ходил, я гулял, поясочек потерял…
Хозяйка: А какой он?
Котик: Красный с кисточками.
Хозяйка: Не твой ли это поясок? Мы с ним играем.
Котик: Мяу, мяу, мой поясок! А как вы с ним играете?
Хозяйка: Посмотри!
Игра повторяется, поясок с поклоном отдают котику, он благодарит детей, хозяйка повязывает ему поясок.
Хозяйка: Какой ты нарядный, котик! Куда ты собрался? Наверное опять в огород? Помните, ребята, этот стишок?
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы…
Котик: Мяу! Угадали, я как раз к петушку в гости собираюсь (берёт узелок)
Хозяйка: Вот и хорошо. Что это у тебя в узелке?
Котик: Это гостинец. Я же в гости иду. Кто в гости идёт, тот гостинец несёт.
Хозяйка: Правильно, котик, кто в гости идёт, тот гостинец несёт. Ты у нас умный, добрый.
Ребята, как вы думаете, какой гостинец несёт котик петушку? Вспомните прибаутку про доброго котика и сразу догадаетесь.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Петеньке снесть?
Я и сам укушу, («кусает»)
Да и Петеньке снесу.
Пирожок, булочка – хорошие гостинцы. До свидания, котик!
Вот наш котик идёт, свой гостинец несёт, а мы с вами давайте посмотрим, что дальше будет.
Вот идёт петушок – хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Котик: Здравствуй, Петя – петушок!
Петух: Здравствуй, Васенька, дружок! Милости прошу в гости!
Хозяйка: Подружились кот с петушком, стали жить вместе.
Представление настольного театра по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Хозяйка: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Ещё тот молодец, кто своих друзей из беды выручает, как наш храбрый котик.
Пришла пора прощаться. До свидания, детки!