МААМ-картинки

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста (4 фото)

Жанна Молчанова
Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

«Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Введение

Актуальность: Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре.

Публикация «Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам : росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.

В своей работе, я уделю большое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Палех», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка» и «Матрёшка».

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет Коморова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так: «Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно-эстетических способностей детей»

Основные проблемы проекта: научить детей дошкольного возраста определять и различать виды народных промыслов, а также развить умение изображать основные орнаменты и узоры.

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с народными промыслами и организацию творческой и продуктивной деятельности.

Задачи:

• Собрать информации на тему «Народные промыслы России»;

• Анализ и обобщения знаний, информации о народных ремеслах;

• Узнать в каких областях России появились самые знаменитые народные промыслы;

• Научить детей различать техники росписи: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Палехская роспись», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка», «Жостовская роспись»;

• Выработать практические навыки в росписи у детей;

• Создать наглядно - информационный материала для широкой аудитории;

Развить навыки по использованию цифровых технологий;

• Ознакомить младших школьников с народными промысломи;

• Представить собранный материал, в виде презентации проекта.

Используемые технологии:

Мультимедиа.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ноябрь

Тема занятий Программное содержание

«Какие народные промыслы существуют в России 1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» ( тема: «Какие народные промыслы существуют в России

Работа с родителями Выставка детских рисунков «Украшение свитера». Помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры (угощения в буфете театра).

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Ноябрь

Тема «Какие народные промыслы существуют в России

1. Беседа вводная о «Народных промыслах России».

Цель: Формирование представления детей о русских промыслах, воспитывать любовь к родине, уважение к труду людей.

2. Просмотр иллюстраций о элементарных узорах и орнаментах.

Цель: Развитие наглядного представления о народных промыслах России. Ознакомление с элементарными узорами и орнаментами.

3. Рисование «Украшение свитера» простыми узорами и орнаментами.

Цель: Закрепление умения детей украшать предмет одежды, используя раннее изученные элементарные узоры и орнаменты. Развитие эстетического восприятия, самостоятельности.

Материалы: Вырезанные из плотной бумаги свитера, кисти, краски гуашь, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

Методика проведения: Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что модно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказать помощь в подборе цвета.

В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр» ( тема: «Какие народные промыслы существуют в России)

Цель: воспитывать интерес у детей к русским народным промыслам, воспитывать умение играть в команде и самостоятельно, формированию восприятия прекрасного.

Материалы:№ домика, 3 поросенка (кукла, волк (кукла, наглядные материалы о народном промысле, ширма, угощения в буфет.

Методика проведения: Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными промыслами России, с сказкой «Три поросенка». Рассматривание альбомов, книг на тему.

Предложить поиграть в театр. Решить совместно, что сначало нужно сделать, чтобы попасть в театр (купить билет). Повторить правила поведения в театре.

Показать с помощью детей сказку «Три поросенка». Ответить на вопросы о народных промыслах России, для помощи поросятам.

Сходить в буфет, провести чаепитие.

Обсудить увиденный спектакль и поход в театр.

Декабрь

Тема занятий Программное содержание

«Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка»

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

3. Раскрашивание с детьми. Тема: «Матрешка».

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Работа с родителями Наглядная консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста».

Конспект НОД знакомство с народными промыслами России

Декабрь

Тема: «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшка».

1. Беседа о «Филимоновской игрушке», «Дымковской игрушке», «Богородской игрушке», «Матрёшке».

Цель: Знакомить с видами игрушек народных умельцев России.

Методика проведения: Рассмотреть иллюстрации, настоящие игрушки. Рассказать о быте того времени. Уточнить про историю возникновения игрушек.

2. Просмотр видео презентации «Виды игрушек в народных ремеслах России», беседа об истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей этих игрушек.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных ремеслах. Приобщение к прекрасному. Прививание уважения к трудам русских народных мастеров. Учить любить, ценить свою Родину.

3. Раскрашивание с детьми. Тема: «Матрешка».

Цель: Знакомство с русской матрешкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с историей возникновения матрешки. Развитие умения украшать матрешку, используя подходящие цвета т элементы.

Материалы: Карандаши цветные, раскраски.

Методика проведения: Показать настоящую матрешку, иллюстрации матрешек. Дать рассмотреть, поразбирать. Рассказать сказку о матрешке, объясняющую ее происхождение. Повторить цвета и технику росписи. Предложить самим раскрасить свою матрешку.

Устроить выставку рисунков в группе. Рассмотреть какие цвета использовали дети. Выбрать более выразительные.

4. Лепка «Уточка с утятами» в понравившейся технике.

Цель: Ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и другое, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы специфическую окраску, роспись. Учить предавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемам примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки)

Материалы: Дымковские игрушки. Пластин, доска для лепки (для каждого ребенка)

Методика проведения: Выставляя перед детьми дымковские изделия отметить их необычность, отметить их яркости узора. Спросить, из чего состоит узор. Предложить вылепить уточку. Рассмотреть игрушку, спросить какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать более выразительные.

Результативность:

• Создание мини-музея «Народные промыслы России»;

• Создать наглядный игровой материал «Техника росписи предметов быта» (в приложении 1);

• Собрать сборник из любимых стихов русского фольклора «Ремесла России» (в приложении 2);

• Совместное творчество с детьми, поздравительные открытки «С новым годом» в технике хохломской росписи;

• Совместная, работа с родителями, плакат к празднику «8 марта» в технике Жостовской росписи для девочек из класса (в приложении 3);

• Самостоятельная деятельность, лепка по мотивам народных игрушек;

• Утренник «8 марта» знакомство с народным фольклором.

Перспектива дальнейшей работы:

Тема очень многогранная. Много художественной и научной литературы можно прочесть.

Так же планируется сходить в городской краеведческий музей.

Пополнять сборник стихов русского фольклора о «Ремеслах России».

Список использованных источников и литературы:

• С. И. Ожегов «Толковый словарь»;

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Детей к истокам русской народной культуры»;

• А. Е. Клиентов «Народные промыслы»;

• В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство»;

• Некрасова М. А. «Народное искусство как часть культуры»;

• Разина Т. Ю. «Художественные промыслы Подмосковья»;

• Рондели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»;

• Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. «Художественные промыслы России»;

• Супрун Л. Я. «Резьба и роспись но дереву»;

• Уткин П. И., Королёва Н. С. «Народные художественные промыслы».

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста
Фото №1 ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Русские Фото №2 Чтобы чувствовать любовь к Родине воспитывать чувство прекрасного принадлежность к богатой русской культуре Фото №3 Материалы для педагогов Темочки Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры
Публикации по теме:

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возрастаМультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста «Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая.

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

Презентация на тему самообразования «Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления детей» Ушинский К. Д. говорил: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это.

Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии Презентация "Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии" Выступление.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2019 в 16:02
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Молчанова (УИ 271333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД