Лучший педагог года

«Русский лапоть». Совместная деятельность по познавательно-речевому и физическому развитию

ольга шилохвостова
«Русский лапоть». Совместная деятельность по познавательно-речевому и физическому развитию

Цель: Приобщать детей к совместной деятельности.

Развивать двигательную активность.

Расширять представление о русских народных традициях, о старинной обуви – лаптях.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Входят Иван и Марья (взрослые в костюмах).

Иван и Марья (вместе). Здравствуйте, люди добрые! (кланяются).

Марья: Меня зовут Марья.

Иван: А я Иван.

Марья: Мы к вам из далека пришли. Из тридесятого царства….

Иван: …. сказочного государства.

Публикация «„Русский лапоть“, Совместная деятельность по познавательно-речевому и физическому развитию» размещена в разделах

Марья: Есть для вас, ребята, у нас загадка.

Иван: Не сапоги, ни туфли,

Не шиты, не вязаны,

К ногам тесьмой привязаны. Что это? (лапти).

Молодцы, правильно отгадали! А что вы знаете о русских лаптях? Ведь

вы их не нашивали.

Марья: А может быть, даже и не знаете, как они и выглядят.

Иван и Марья достают из котомки разные виды лаптей, рассказывают о них.

Иван: Обувка дешёвая, лёгкая, мягкая, удобная да с завязочками. Эту обувь носили

в старину наши прадедушки и прабабушки. Посмотрите, как красиво сплетены

лапти, аккуратно (показывает).

Марья: Вот эти лапти сплетённые из лыка белёного! (показ картинки)

Иван:А вот эти лапти сувенирные, для интерьера квартирного! (показ картинки)

Марья: Есть лапти – игрушки для вашей куклы – подружки! (показ картинки)

Лапти - лапоточки

Для сына и для дочки,

Для девицы - подружки,

Для старика и старушки.

Хоть по улице гулять,

Хоть работать, хоть плясать.

Иван: Выходите, люди добрые, на пляску весёлую.

Звучит русская народная песня «Лапти». Дети двух групп подпевают и исполняют импровизированный танец.

Марья: Вы сейчас носите туфли, босоножки, кроссовки да сапожки. А раньше

на Руси носили лапти.

Иван: Был у них один недостаток. Очень уж быстро они снашивались. Пара

лаптей служила хозяину неделю. А потом меняй новые надевай.

Марья: В каких же магазинах их покупали? (ответы детей).

Иван:Торговали лаптями на ярмарках. В каждом доме в деревне мужик должен

был не только сам уметь лапти плести, но и сына научить. В семь лет

каждый мальчик уже знал, откуда лапти берутся, а в подростковом

возрасте уметь плести лапти.

Марья: Лапти плести – дело хитрое. Хороший мастер за день мог сплести не

больше двух пар.

Иван: Знаете ли вы, из какого материала плели лапти? (ответы детей). Правильно. Плели лапти из лыка. В конце весны и в начале лета заготавливали материал - обдирали кору с молодых стволов деревьев липок да вязов, бересту с берёз или, как говорили в народе, «драли лыко». Лыко нарезали узкими длинными полосками и высушивали. Материал готов. Вот поэтому в старину лапти звали еще и по-другому: лыченица. А как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки). Перед плетением лаптей- мастер замачивал белые лыковые ленты в воде, становились они гибкими и эластичными. Можно их на деревянную колодку крепить (показ картинки, брать кочедыгу – кривое шило (дать детям потрогать инструмент) и приступать к плетению лаптей, переплетать ленты лыковые да покрепче стягивать. А еще лапти плели из бересты. Такие лапти считались праздничными.

Марья: Лапти очень легкие. (Дети берут их в руки, пробуют обуть и походить). Нога в них не парится, не потеет, так как через дырочки плетения проходит воздух, ноги «дышат». Но дырочки эти очень маленькие, для того чтобы лапти были прочными и в дождь не промокали, лыковые ленты надо было плотно прижимать одна к другой. А чтобы они не сваливались, у них есть завязочки. Даже загадку про лапти придумали: «Два котика, четыре хвостика». Как вы догадались, что это загадка про лапти?

-Пока лапти плетут, частушки про них придумают. Послушайте их (в исполнении детей).

-Ох, лапти мои,

Лапоточки мои!

Огороды вы пахали,

Танцевать сюда попали.

-Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживем -

Новы лапти наживем.

-Будут деточки гулять,

В новых лаптях щеголять,

По лесу резвиться,

Бегать по водицу!

Ведущая: Однажды случилась такая история. (Сказка о русской народной одежде «Как лапти поссорились»)- показ иллюстрации с титульного листа.

Жили-были лапти. Жили они себе, не тужили, землю вместе топтали. Куда один лапоть - туда и другой. Каждое утро обувал их хозяин и не разлучал.

Как-то раз бродили они по тропинкам лесным и один лапоть попал в след от скотины. Промок от носка до пятки. Рассердился на брата своего:

- почему, говорит, ты чистый и сухой, а я мокрый и негожий? Не буду с тобой ходить, буду сам по себе.

И вот остался один лапоть в лесу на поляне, а другой в сенцах. Лежат по одиночке, забытые и никому не нужные. Кому нужен один лапоть?

Стали они скучать. Тоска замучила неразлучных братцев. Побежали они друг к дружке и встретились на лесной дорожке.

С тех пор ходят лапти вместе. Куда один -туда и другой.

Иван: А сейчас лапти уже история. Что-то вы заскучали, люди добрые, за разговорами?

Марья: Может быть порезвимся – потешимся? Любите в игры играть, силой и удалью помериться. Тогда выходите, добры молодцы и красны девицы. Народ развеселите да и сами разомнитесь.

Эстафеты:

1. «Бег в лаптях».

Участники по очереди надевают лапти, пробегают змейкой, обегают ориентир и возвращаются к команде, передают лапти как эстафету.

2. «Заготовь лыко».

Участники по очереди проходят дистанцию, сматывают по одной ленте с дерева, возвращаются к команде и кладут ленту в корзину.

3. «Канатоходцы».

Участники по очереди проходят в лаптях по канату, снимают лапти и бегом к команде, передают лапти как эстафету.

4. «Забрось луковицу».

Участники по очереди пытаются забросить по две луковицы в лапоть, лежащий на полу (расст. 1,5 м. от ребёнка).

5. Русская народная игра «лапти».

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?»«Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.

Правила:

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.

Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.

Иван: Ай да молодцы – удальцы!

Марья: Присядьте, отдохните и вспомните (взрослые помогают) русские народные сказки, герои которых носили или как – то использовали лапти. («лиса – лапотница», «пузырь, соломинка и лапоть»). А какие пословицы и поговорки вы знаете, в которых упоминаются лапти:

«Не надравши лыка, лаптей не сплетёшь».

" Мы тоже не лыком шиты".— Знаем дело и имеем достоинство.

"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". — Взял плохое вместо хорошего.

"Надрал лыка". — Строго расправился.

Иван и Марья построчно читают отрывок из стихотворения А. Лихачёва «Лапти».

Лапти деревенские

Мастером сплетённые.

Лыковые лапти

Нынче сувенир!

В прошлом были обувью,

До того мудрёною,

Эко за столетие

Изменился мир.

Лапти, лыком шитые,-

Русская история!

Сколько ими хожено

По России всей!

Я любуюсь с радостью

И с какой-то болью

Деревенской мудростью

Родины моей.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Проект «Россия-навсегда» (приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с фольклором) Проект "Россия-навсегда" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Разработан план мероприятий по работе над проектом на 3 месяца.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русский лапоть». Совместная деятельность по познавательно-речевому и физическому развитию
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 15:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД