Луканина Галина Александровна
«Салон мебели». Комбинированное занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида
КОНСПЕКТ
открытого фронтального занятия
на итоговом родительском собрании
«Салон мебели»
(комбинированное занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе № 2 (ФФН)
Дата проведения: 04.02.2014г.
Подготовила: учитель-логопед
Луканина Г. А.
Публикация «„Салон мебели“, Комбинированное занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
г. Лыткарино
2013 – 2014 учебный год
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи на базе темы «Мебель» и
обучение грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия;
- учить сопоставлять и сравнивать предметы;
- учить использовать предлоги ИЗ-ПОД, МЕЖДУ,
- учить префиксальному словообразованию,
- учить словоизменению (сущ. Р. п. мн. ч.)
- работа над фонетико-фонематическим восприятием
- учить читать и печатать слова сложной слоговой структуры
Коррекционно-развивающие развивающие :
- развивать у детей мыслительную деятельность,
- развивать фонематические процессы,
- обучать языковому анализу и синтезу,
- развитие культуры языка, мелкой моторики;
- расширение представлений учащихся об окружающем мире.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование мотивации к логопедическим занятиям;
- воспитание самоконтроля за речью,
- воспитание культуры быта.
Предшествующая работа:
Со всеми детьми были проедены подгрупповые занятия по ознакомлению с лексико-грамматической темой Мебель, дети учились пересказывать рассказ «Мебель» о том, откуда мебель появилась в наших домах.
С Машей Е., Артемом В., Машей Л. – обучение чтению слогов и слов, образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, с Машей Е., Димой Д., Пашей, Колей – автоматизация звука «Р», с Арсением, Соней, Андреем П. – обучение составлению слов из слогов, из букв.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал – панно, предметные картинки, плакат с изображением мебели, раздаточный материал – индивидуальные карточки для чтения слогов и составления из них слов. Карточки с приставками. Три набора – для составления слов из букв. Пеналы, индивидуальные тетради детей по обучению грамоте.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть. Сядет тот, кто назовет, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера и т. п. (Вопросы на пространственно-временные отношения).
Молодцы!
Объявление темы занятия.
Учитель-логопед: - А теперь отгадайте загадки:
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)
На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)
Учитель-логопед: - О чем мы сегодня будем говорить?
Ребята: - О мебели.
Основная часть.
Учитель-логопед: - Какие предметы мебели вы знаете?
Дети по очереди называют предметы мебели, опираясь на предметные картинки, выставленные на панно.
Учитель-логопед: - Назовите части стола (ножки, столешница, стула (ножки, сидение, спинка, кресла (ножки, спинка, сиденье, подлокотники, шкафа (ножки, стенки, дверцы, полки).
Учитель-логопед: - А какие бывают столы? (обеденный, письменный, журнальный, парта)
- Какие вы знаете шкафы? (платяной, книжный, посудный или буфет)
Префиксальное словообразование.
Учитель-логопед: - А теперь давайте вспомним маленькие слова, которые помогают нам составлять предложения.
На доске появляется слово «между».
Учитель-логопед: - Ребята, давайте составим предложения со словом «между». Логопед ставит на панно между предметами мебели мишку, и предлагает детям произнести предложения. Индивидуально каждому ребенку.
- Мишка стоит между шкафом и диваном.
-Мишка стоит между табуретом и буфетом. И т. п.
Учитель-логопед: - Все ребята молодцы! А теперь прочитайте этот предлог, на доске появляется предлог «из-под». Давайте поможем мишке достать птичек из-под мебели.
На большом плакате с мебелью под шкафом, кроватью, столом, стулом, табуретом появились магнитные птички. Дети составляют предложения, используя сложный предлог «из-под».
- Мы достанем птичку из-под стола.
- Мы достанем птичку из-под дивана. И т. п.
Учитель-логопед: - Молодцы! А теперь представьте, что родители решили дома сделать перестановку мебели. Как вы думаете, какое слово-действие подойдет – прыгает, гуляет, двигает? Конечно, двигает. Давайте образуем новые родственные слова с помощью маленьких помощников - приставок. Учитель приставляет полоски с приставками к слову «двигает», а дети читают получившиеся глаголы – подвигает, передвигает, отодвигает, задвигает, придвигает, выдвигает.
Физкультминутка
Учитель-логопед: - Конечно, после перестановки мебели нужно убраться и подмести, давайте вместе с Хомячком сделаем уборку и зарядку.
Хома Хома хомячок -
полосатенький бочок.
(руки в боки и повороты бедрами,
вертикальная полоска по телу рукой)
Хома рааааано встает,
щечки моет, шейку трет.
(потягиваемся, трем щечки и шею)
Подметает Хома хатку и
выходит на зарядку.
(махи руками, словно подметаем или полощем, топаем)
Раз, два, три, четыре, пять -
Хома сильным хочет стать.
(топаем, поднимаем руки вверх - изображаем силача)
Языковой анализ и синтез.
Учитель-логопед: - Ребята, перед вами лежат слоги, которые перепутались. Составьте из них слова, чтобы проверить правильно вы все сделали – переверните карточки и у вас должны получиться картинки с предметами мебели. Дети выполняют задание и по очереди читают свои слова.
Учитель-логопед: - А теперь давайте поиграем в игру «Один - много». Каждый о своей картинке скажет – много чего? (Стол - столов, стул – стульев и т. д.)
Гимнастика для глаз.
Учитель-логопед: - Ребята! Давайте закроем глазки, немного отдохнем. Потихоньку открываем глаза и, не поворачивая шеи и головы, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. (Повторить 4-5 раз.)
Обучение грамоте.
Учитель-логопед: - А теперь откройте все свои тетради, поставьте ручки на точку и начинаем печатать сложные слова. К доске выходит один ребенок, остальные работают в тетради.
Печатаем слова – СТОЛ, СТУЛ, ДОМ, ДИВАН.
Учитель-логопед: - Ребята, давайте прочитаем все слова. Какое слово лишнее? Почему?
Наше занятие подошло к концу и скоро мы все пойдем домой. Закройте все свои тетради, положите их на край стола.
О чем сегодня было наше занятие? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?
Будет свободен тот, кто скажет слово «Наоборот»
- новый стул - … кресло,
- мягкий диван - … кровать,
- твердый табурет - … кресло, и. т. п.
Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Занятие закончено.