МААМ-картинки

Семейный клуб — одна из форм работы с родителями

Елена Толстова
Семейный клуб — одна из форм работы с родителями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Семейный клуб – одна из форм работы с родителями»

Толстова Е. В.

воспитатель

с. Левокумское

2019г

Аннотация

Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного анализа динамики.

Публикация «Семейный клуб — одна из форм работы с родителями» размещена в разделах

Анализ динамики показал: родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоотношения. Установлены доверительно-деловые отношения с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников. Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей. Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.

В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к внедрению наиболее эффективных форм работы с родителями. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. А также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому одной из эффективных форм работы по взаимодействию с родителями является создание семейного клуба.

Оглавление

Раздел I. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

1.2 Актуальность опыта

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

1.4 Новизна опыта

1.5 Длительность работы над опытом

1.6 Теоретическая база опыта

Раздел II. Технология описания опыта

Раздел III. Результат опыта

1.1 Условия возникновения и становления опыта

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

- Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);

- Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости;

- Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;

- Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;

- Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях, отсутствие понимания; событийные кризисы);

- Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника). Семье нужна поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание семейного клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

1.2 Актуальность темы.

Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно это послужило толчком создания клуба «В кругу друзей» на базе группы, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психо-коррекционных мероприятий с детьми.

Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1.4 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании активных форм работы с семьей в процессе развития детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2016 года по май 2019 года.

Длительность работы над опытом составляет 3 года и включает в себя 3 этапа:

Первый этап – начальный (2016-2017учебный год) - изучение и анализ литературы, подбор диагностического материала, проведение первоначальной диагностики.

Второй этап - формирующий (2017-2018учебный год) - работа с семьями воспитанников по :

- оказанию психолого-педагогической помощи родителям детей старшего возраста;

- повышению педагогической культуры родителей;

- приобщению родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- созданию условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Третий этап - контрольный - (2018-2019 учебный год) проведение контрольной диагностики на заключительном этапе.

1.6. Теоретическая база опыта

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное… Но, для некоторых детей, оно – трудное, и прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.

В последнее время всё чаще отмечаются нарушения эмоциональных контактов между родителями и детьми. На детско-родительские взаимоотношения влияет ряд неблагоприятных факторов:

- социально-культурные (ускорение темпа современной жизни, дефицит времени у взрослых, чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем, которые оказывают негативное влияние на психику ребенка);

- социально-экономические (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу);

- социально-психологические (дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений).

Сегодня родители стали мало общаться со своим ребёнком, поскольку слишком заняты работой и домашними делами. Лучшим другом для современного малыша является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерная игра. Сейчас дети меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Это привело к тому, что дошкольники стали неотзывчивыми к чувствам других, не способными осознавать и контролировать свои эмоции, что сказывается на импульсивности их поведения, а в результате и на отношениях с родителями.

Практика убеждает нас, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности любить и верить в него как в самих себя.

Как показывает практика, традиционные формы работы с родителями, такие как: родительские собрания, лекции, консультации малоэффективны в решении родителями практических задач. В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы и трудности детей, тем более на традиционных родительских собраниях практически не рассматриваются особенности детско-родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником трудностей ребенка выступают сложности детско-родительских взаимоотношений.

Поэтому, передо мною стала задача: разработать такие формы взаимодействия с родителями, которые бы заинтересовали их и способствовали взаимодействию детей и родителей с целью создания условий развития самостоятельности, коммуникативности и уверенного поведения ребенка, а также гармонизации детско – родительских отношений, как необходимой основы для всестороннего развития ребенка.

Для решения поставленной задачи был создан семейный клуб «В кругу друзей»,с целью повышения педагогической и психологической компетентности родителей и их информированности о содержании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Семейный клуб был создан с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.

Целью клуба является установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи клуба :

• Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей старшего возраста.

• Повышение педагогической культуры родителей.

• Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

• Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Основная работа ориентируется на основы гуманистической педагогики – педагогики приоритета личности воспитанника. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду обоюдно интересной.

Деятельность клуба строится на гуманистических принципах, которые утверждают:

• все люди разные;

• каждая личность неповторима и уникальна;

• каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях,

• жизнь создаётся любовью,

• любить человека - значит утверждать его неповторимое существование,

• необходимо отделять поведение от сущности человека.

Основными принципами работы клуба является :

• принцип добровольности и открытости;

• принцип равенства;

• принцип общности;

• принцип уважения и понимания друг друга;

• принцип активности;

• принцип конфиденциальности;

• принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба;

• принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

• принцип стремления к здоровому образу жизни.

Занятия в клубе организуются с учетом возрастных особенностей детей и проводятся один раз в месяц или по мере необходимости. Решения заседаний клуба принимаются коллегиально и носят рекомендательный характер.

Клуб «В кругу друзей» осуществляет свою деятельность по направлениям:

а) педагогическое и психологическое просвещение;

б) обучение родителей взаимодействию друг с другом в семейных отношениях;

в) обсуждение проблемных вопросов, разработка совместных проектов.

Психологическое воздействие направлено на:

• изменение неадекватных родительских позиций;

• расширения осознанности мотивов воспитания;

• выбор оптимального стиля воспитания;

• оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;

Материалы и оборудование, используемые при организации встреч:

• плакаты, аудиозаписи, обучающий и развивающие материалы;

• музыкальный центр, видеопроектор.

Срок реализации – 1 учебный год. Заседания клуба проводятся с периодичностью 1 раз в месяц, продолжительность – 1-1,5 часа. Общее количество встреч в год – 6. О работе клуба родители извещаются заранее с помощью рекламы, афиши.

Проводя встречи с родителями в семейном клубе, мне очень хочется, чтобы они осознали, что для того, чтобы достичь взаимопонимания со своим ребенком, необходимо больше времени проводить с ним, видеть его успехи и неудачи, помогать в освоении окружающего мира, при этом, не нарушая его прав.

Аналитическая часть

Проведению каждого заседания предшествовала большая предварительная подготовка: анкетирование родителей с целью определения наиболее актуальной темы заседания; выбор формы проведения заседания; проработка информационного материала по данной тематике; составление рекомендаций и памяток.

Формы проведения заседаний разнообразны и включают в себя:

• деловые игры;

• мозговой штурм;

• круглый стол;

• тренинг;

• практикум;

• просмотр видео сюжетов;

• анализ трудных ситуаций;

• обмен опытом семейного воспитания;

• организация совместной деятельности детей и родителей.

Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой. На заседаниях клуба затрагивались такие темы, как: «Что надо знать о леворукости ребенка», «Эмоциональный мир ребенка», «Почему у детей возникает агрессия и как помочь ребенку справиться с ней?», «Поощрение и наказание детей в семье», «Игры, в которые играют взрослые и дети», и другие.

Заседания клуба проходили в доброжелательной, спокойной обстановке, где каждый родитель имел возможность высказать свою точку зрения, поделиться своим жизненным опытом, услышать мнение других, почерпнуть новые знания в вопросах воспитания детей, найти выход в решении различных семейных ситуаций.

Сама работа строилась на смене видов деятельности. В ходе каждой из встреч были использованы разнообразные формы взаимодействия участников:

• приветствие, знакомство, разминка;

• дискуссии, просмотр видеосюжетов, обсуждения, мини – лекции;

• групповые и индивидуальные упражнения, мозговые штурмы, решение проблемных ситуаций;

• обмен личным опытом в воспитании детей и решении жизненных ситуаций;

• релаксационные упражнения;

практические рекомендации: брошюры, памятки, буклеты.

Я не выделяла диагностическое направление в отдельный блок, но практически на каждом заседании клуба родителям предлагались мини - тесты, анкеты, опросники в соответствии с тематикой встречи. Такие как: «Ваше мнение, родители», «Поощрение и наказание детей в семье», «ЗОЖ в вашей семье».

Отвечая на вопросы анкеты, родители отмечают, что:

• заседание клуба произвело на меня хорошее впечатление – 98 % родителей;

• я получила новую информацию – 86 %;

• применю новые знания в воспитании своего ребенка – 91 %.

Так же в анкетах родители отмечали, какая именно информация была им полезна, вносили свои замечания, высказывали пожелания на будущее.

При каждой встречи я старалась увлечь родителей обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным жизненным опытом. Важно было заинтересовать родителей, вызвать на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с другими своими мыслями, сомнениями, найти точки соприкосновения, выработать определенный алгоритм действий при решении конкретной задачи.

Анализ работы показывает, что такая форма взаимодействия очень востребована, она способствует в непринужденной, дружеской обстановке получить квалифицированную консультативную помощь, обсудить проблемы воспитания и развития детей, отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с детьми; предоставляет родителям возможность высказать свое мнение, поделиться жизненным опытом, получить советы по гармонизации семейных отношений.

Хочется отметить, что очень сложно проследить результаты этой деятельности, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с родителями могут быть отсрочены и проявиться через длительное время.

Но, как показывает практика, в процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и стараются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле.

При организации данной работы возникает ряд трудностей. В первую очередь, это большая занятость, родителей, что затрудняет организацию групповой работы. Также, в начале в своей деятельности, я столкнулась с низкой заинтересованностью родителей на совместное решение проблем в воспитании и обучении и детей. Для ее решения совместно с педагогами групп проводилась большая разъяснительная работа по повышению мотивации родителей на сотрудничество с психологом.

В настоящее время ситуация значительно улучшилась. Родители охотней идут на контакт с педагогами, проявляют больше заинтересованности в приобретении опыта взаимодействия со своими детьми.

Еще одним косвенным подтверждением улучшения данной ситуации можно считать увеличение количества родителей, обращавшихся за индивидуальной консультативной помощью.

Раздел II. Технология описания опыта

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на 3 года, разработала конспекты мероприятий.

Раздел III. Результат опыта

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Предполагаемые результаты реализации программы:

1. Объединение усилий педагогов и родителей в развитии и воспитании детей.

2. Осознание родителями своей воспитательной роли в семье.

3. Повышение психологической и педагогической компетентности родителей.

4. Поддержание уверенности родителей в своих педагогических силах.

По итогам проведенной работы получены как положительные отзывы о мероприятиях, об их значимости и полезности для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, так и пожелания о дальнейшем сотрудничестве, о заинтересованности в знакомстве с другими актуальными темами и проблемами

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;

- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;

- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

- Обобщению опыта семейного воспитания.

Анализ результатов анкетирования семей, посещавших занятия, показал, что:

• 96% родителей лучше узнали своих детей, их способности, возможности;

• 47% опрошенных отметили у своих детей положительные качества при общении в коллективе сверстников;

• 35 % родителей проведение данных занятий помогло определить у детей личностные проблемы, выявить трудности в общении со сверстниками и взрослыми;

• у 68% родителей повысился уровень знаний по вопросам психологических особенностей развития ребёнка в семье.

У родителей отмечается большая мера родительского принятия, уважения к чувствам детей, признание необходимости автономии ребенка, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование активных методов взаимодействия с родителями :

• ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;

• повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ;

• углубляется воздействие воспитателя на родителей : они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции знаний и навыков.

Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

Эти результаты дают мне право говорить, что проведение активных форм работы с родителями и детьми, как о наиболее оптимальной форме работы для гармонизации детско-родительских отношений.

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейный клуб — одна из форм работы с родителями
Опубликовано: 11 июня 2020 в 15:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД