Наталья Белогурова
Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж «Северное сияние»
«Северное сияние».
Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж.
Знакомя детей с темой «Север» нельзя обойти стороной такое красивое и удивительное природное явление – северное сияние, характерное для северных регионов России, таких как Чукотка, Якутия, Ямал, Коми, Карелия, Мурманская и Архангельская области. Детей можно удивить и подарить незабываемые впечатления от рукотворного сюрприза, но для этого необходимо заранее сделать заготовку фона.
Публикация «Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж „Северное сияние“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Животные полюса. Конструирование, поделки
- Животные севера, полюса. ИЗО, поделки, рисование
- Северное сияние
- Северное сияние. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2018
Для работы надо подготовить:
• Плотный лист бумаги типа ватман или для черчения (поверхность должна быть гладкой).
• Масляная пастель, масляные мелки.
• Кусковое или жидкое мыло.
• Широкая кисть.
• Черная тушь.
• Клеенка.
• Влажные салфетки.
• Стека или деревянная палочка.
• Заготовки человека, животных, жилища.
• Акварельные краски и мелки.
• Кисти небольших размеров.
• Пенофол тонкий.
• Двойной вспененный скотч.
Мелками масляной пастели, чередуя их, с достаточной силой нажима закрасить лист.

Сделать мыльную смесь или использовать готовое жидкое мыло и в него, добавить черную тушь и хорошо перемешать.


Кистью покрыть лист полученной смесью, не оставляя просветов и не допуская стеканий. Если тушь не «цепляется» за тонированный лист, необходимо добавить еще мыла.
Дать высохнуть листу, оставив его лежать на горизонтальной поверхности.

Иглу раскрасить акварельными мелками с блеском и пройтись влажной мягкой кистью.


Акварельные мелки имеют мягкую структуру и похожи на губную помаду. После прохождения по рисунку влажной кисти, появляется эффект акварельной краски. Благодаря блеску в мелках, иглу переливается как снег.

Фигурку человека раскрасить акварельными красками и вырезать.


Вырезать белого медвежонка.

Полоску пенофола неровно разрезать вдоль. Своей структурой этот материал напоминает снег.

На заготовки с обратной стороны приклеить двойной вспененный скотч.


Дать ребенку самому решить, что и где будет находиться. Заодно можно и поиграть в игры для развития внимания и пространственного восприятия - «Ближе – дальше», «Слева-справа», «Что изменилось?».



Приклеить заготовки в соответствии с выбранной композицией.

И вот, настал момент сюрприза! Надо предложить ребенку поводить стекой или деревянной палочкой по черному фону. Это может быть первое знакомство с техникой «Граттаж».

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.

Черный слой благодаря мылу «цепляется» за тонировку, сделанную масляными мелками. Но и благодаря слою, сделанному масляными мелками покрывающему бумагу легко снимается.

При царапании деревянной палочкой или снятии верхнего слоя, на черном фоне, как на фоне полярной ночи проявится нижний цветной и засияет северное сияние.



Благодаря вспененному двухстороннему скотчу композиция смотрится объемно.
P.S.Крошки черного слоя аккуратно смести и выкинуть и, если вдруг руки испачкались, вытереть их влажной салфеткой, и как обычно после занятия вымыть их с мылом.
Благодарю за внимание!