Валентина Вильчинская
Картотека занимательных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование умения определять линию развития объекта.
"Чем был – чем стал" для детей 3-5 лет
Правила игры: Первый вариант: Ведущий называет любой объект, а дети называют
предшествующее по времени развития состояние этого объекта.
Объекты рукотворного мира: материал, из которого изготовлен объект.
Объекты природного мира: предшествующая стадия развития данного объекта.
Второй вариант: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.
Публикация «Картотека занимательных игр» размещена в разделах
Ход игры:
Развитие речи
- Стала корова, а был?
Дети: Теленок.
Математика
- Стал цветок высоким, а был?
Дети: Низким.
Изобразительная деятельность
- Сейчас это рисунок, а раньше, чем он был?
Дети: Пустым листом.
- Сейчас это вазочка, а чем она была раньше?
Дети: Глиной.
Ознакомление с окружающим
- Стала книга, а была?
Дети: Бумага, картон.
- А бумагу из чего сделали?
Дети: Из дерева.
- Ткань, чем она будет?
Дети: Платьем, юбкой, брюками, занавесками.
Живая система
- Стал цыпленок, а было?
Дети: Яйцо.
- Кем еще может стать яйцо?
Дети: Утенком, другим птенцом…
Неживая система
- Сейчас лед, а была?
Дети: Вода.
"Раньше - позже" для детей 3-5 лет
Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.
Ход игры:
Развитие речи
- Я сшила платье, а что я для этого сделала?
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань, разрезали ее ножницами, взяли иголку.
Математика
- Сейчас весна, а какое время года было раньше?
Дети: Зима.
- А какое время года будет после весны?
Дети: Лето.
Музыкальное развитие
В: Сейчас мы слушаем музыку, а что мы делали раньше?
Дети: Танцевали…
- А еще раньше?
Дети: Пели песни.
Ознакомление с окружающим
- На стройке у нового дома делают крышу. Что строители делали раньше?
Дети: Было пустое место, потом приехали строители, привезли кирпич и начали копать яму…
Живая система
- Кот чуть не поймал мышонка, а что было до этого с котом?
Дети: Кот следил за мышонком, побежал за ним, а мышонок убегал.
Неживая система
- Утром солнце взошло, а что было до этого?
Дети: Солнца не было на небе.
- А потом что будет с солнцем?
Дети: Солнце "сядет" и будет ночь.
«Чем был – чем стал» для детей 5-7 лет
Правила игры: Ведущий называет любой объект, а дети называют предшествующее по времени развития состояние этого объекта
Усложнение: Берутся объекты более сложные по материалу, из которого они изготовлены.
Ход игры:
Развитие речи
- Было металлом, а стало?
Дети: Сковородкой, кастрюлей, мясорубкой, ножом, гвоздем, ручкой двери, серьгой.
- Это ложка, а чем она была?
Дети: Деревом, металлом, пластмассой.
Математика
- Стало числом 5, было?
Дети: Было числом 4.
- Что нужно сделать, чтобы так получилось?
Дети: 5-1 =4.
Изобразительная деятельность
- Раньше было акварельными красками, а стало?
Дети: Рисунком, картиной, кляксой, пятном.
Ознакомление с окружающим
- Это бревна и доски, чем они станут?
Дети: Домом, будкой для собаки, дровами, мебелью, посудой.
- Холодильник, чем он раньше был?
Дети: Он сделан из разных материалов. Корпус - железный, внутри есть пластмассовые полочки, иногда бывают стеклянные полки…
Живая система
- Раньше это было яйцо, а чем оно стало?
Дети: Цыпленком, утенком или другим птенцом. Еще может стать маленькой шейкой, крокодильчиком, черепашкой, а еще яйцо может стать омлетом…
- Было семечко, а стало?
Дети: Растение: дерево, цветок; огурцы, помидоры тоже из семечка вырастают…
Неживая система
- Был дождь, а стал?
Дети: Стала лужа на асфальте, если вода впиталась в землю, то напоила растения. Если жарко, то вода испарится и опять станет облаком. Для животных дождь стал питьем.
"Путешествие на машине времени"
Правила игры: Ведущий выбирает объект и предлагает детям прокатиться на машине времени, посмотреть и рассказать, что с ним было в прошлом и что будет в будущем.
Ход игры:
Развитие речи
- Посмотрите на травку. Давайте отправимся в путешествие на машине времени и посмотрим, что с ней было раньше и что будет потом. Кто хочет рассказать об увиденном?
Дети: Жило - было семечко. Его носило ветром по свету и однажды опустило его на землю рядом с будкой собаки. Всю зиму семечко лежало в земле, а весной из него выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда по ней ходят. А затем наступила осень, и травинка увяла. Зимой снег укрыл ее от мороза, и она стала ждать весны.
Математика
- С помощью чего люди сейчас считают?
Дети: С помощью чисел, на счетах, на счетных машинках…
- Да, а сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, с помощью чего считал человек раньше.
Дети: Палочки мог выкладывать, сколько палочек - столько предметов. Я слышал, что давно люди менялись вещами и считали так: я тебе козу, а ты мне мешок картошки, я тебе еще козу, ты мне еще мешок или что-нибудь другое.
Музыкальное развитие
- Давайте отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим, на нем играли древние люди, когда не было музыкальных инструментов.
Дети: Камешками, деревянными палочками, может быть, в ладоши хлопали.
- А теперь поедем в будущее и придумаем, какие инструменты люди ещё могут изобрести.
Дети предлагают фантастические варианты преобразования музыкальных инструментов.
Ознакомление с окружающим
- Предлагаю, вам отправится на машине в прошлое часов и посмотреть, как раньше люди определяли время.
Дети: Не было часов у древнего человека, он по солнцу время определял. Ещё петух утром поёт, бывают цветочные часы.
- Верно. Но человечество развивалось. Какие часы придумали?
Дети: Песочные часы.
- А теперь давайте отправимся в будущее часов и придумаем, как улучшатся, станут более совершенными часы.
Дети: Придумают батарейки, которые не садятся. Придумают такие часы, которые сами заводятся, когда завод кончается. А может, изобретут такие очки, в них смотришь, а там время показывают…
Живая система
-Сегодня мы с вами отправимся на машине времени в прошлое растений на земле и посмотрим, как они развивались и изменялись.
Дети: (при затруднении ведущий помогает) Сначала появились водоросли в воде, потом стало очень жарко, и растения вышли на сушу. Они очень разрослись, появились непроходимые леса, потом степи, саванны. Затем стало холодно, и растения сменились на мхи. Потом опять потеплело, стали появляться рощи, степи и леса, как сейчас (об изменениях в температуре на Земле говорит ведущий, возможен показ иллюстраций древних растений).
- А теперь я предлагаю вам нарисовать все эти этапы развития растений. У нас получится «доисторический фотоальбом».
Неживая система
- Горы. Давайте попутешествуем на машине времени и посмотрим, какие они раньше были.
Дети: Поменьше были, или вообще не было. А может даже на их месте были пропасти.
- А в будущем, что можем увидеть?
Дети: Тоже наверное изменятся. Может ещё выше станут, на них вулканы могут появиться. А может вообще пропадут.
«Раньше - позже» для детей 5-7 лет
Правила игры: Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.
Ход игры:
Развитие речи
- Сейчас мы пришли с прогулки, а что было до этого?
Дети: До того как мы пришли, мы гуляли на улице.
- А до этого?
Дети: Мы одевались на прогулку.
- А ещё раньше?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого играли, занимались, а ещё раньше завтракали.
- Вот мы пришли с прогулки. Что будет дальше.
Дети: Мы разденемся, вымоем руки, будем обедать, затем наступит тихий час.
Математика
- Какой сегодня день недели?
Дети: Четверг.
- А какой день недели был вчера?
Дети: Среда.
- А завтра? А послезавтра?
Изобразительная деятельность
- Посмотрите на рисунок (карандашом нарисовать любой предмет н-р дом) и скажите, что было на листе до этого момента.
Дети: Был чистый лист, потом нарисовали стены, крышу, окна дома.
- А что будет после?
Дети: Можно раскрасить рисунок и повесить на стену.
Ознакомление с окружающим
- Вы стоите на перекрёстке. Что вы будете делать, чтобы перейти дорогу?
Дети: Посмотрю налево, дойду до середины, посмотрю направо и перейду.
- А что вы делали до того как подошли к перекрёстку?
Дети: Шли по тротуару.
Живая система
- Посмотрите на рисунок. Какое это растение?
Дети: Подсолнух.
- Что с ним было раньше? Всегда он был таким?
Дети: Нет, он был маленьким подсолнухом, а ещё раньше семечком в земле.
- А что будет позже с этим подсолнухом?
Дети: Семечки поспеют и их соберут. Затем сделают подсолнечное масло, а отходами покормят домашних животных.
Неживая система
- Это вода в стакане. Что было с водой до этого?
Дети: Она была в бутылке или в кране.
- А что будет дальше с ней?
Дети: Её могут выпить, могут полить цветок.
- А если её никто не выпьет?
Дети: Она испарится, превратится в облако, потом может быть дождь.