Ольга Тищенко
Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты и педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются не только нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, недостаточно развиты мыслительные функции.
Одним из способов частичного решения этих проблем является составление синквейна. Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Публикация «Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна :
- Новая эффективная технология не требует особых условий применения
-вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,
- способствует обогащению и актуализации словаря,
-уточняет содержание понятий,
-дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала,
- способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления,
-позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
- подготавливает к пересказу;
–Используется для закрепления изученной темы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Правила составления синквейна :
В первой строке –находится сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
Четвертая строка – это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов. С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов,
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним. Вместо одного, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях,. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь первого года обучения)
Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Дети знакомятся с понятиями:
«слова-предметы неживые и живые» к каждому ставить соответствующий вопрос
«слова-признаки»
«слова- действия»
«предложение»
Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры.
Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
Дается понятие о коротких словах (предлогах) Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. На этом этапе работы можно использовать словесные игры и упражнения: «Подбери признаки» «Узнай предмет по признаку» «Кто что делает?» «Назови часть целого»
II этап – основной (январь – май первого года обучения). Дидактический синквейн можно использовать в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
III этап -практический (до конца второго года обучения).
Некоторые виды работ с синквейном :
- Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить). Синквейн-загадка
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- Составление синквейна по детскому рисунку
- Составление синквейна по творческому рисунку, с использованием изографических символов
-- Составление синквейна по прослушанному рассказу. Например,"В лесу живет белый пушистый зверек. Это заяц. Жизнь у зайца трудная: боится всех: лису, волка, людей. Убегает, прячется от хищников. Мне жаль зайца. Зимой диким животным жить трудно. "
Результатом творческой деятельности детей может является «Копилка синквейнов». В копилку могут быть собраны синквейны по многим лексическим темам, а также по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на бумаге, не умеющие — устно с опорой на схему. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении;
значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.