Получи документы

Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников

Ольга Тищенко
Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Специалисты и педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются не только нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, недостаточно развиты мыслительные функции.

Одним из способов частичного решения этих проблем является составление синквейна. Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Публикация «Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна :

- Новая эффективная технология не требует особых условий применения

-вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,

- способствует обогащению и актуализации словаря,

-уточняет содержание понятий,

-дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала,

- способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления,

-позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

- подготавливает к пересказу;

–Используется для закрепления изученной темы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Правила составления синквейна :

В первой строке –находится сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

Четвертая строка – это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов. С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов,

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним. Вместо одного, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях,. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь первого года обучения)

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

«слова-предметы неживые и живые» к каждому ставить соответствующий вопрос

«слова-признаки»

«слова- действия»

«предложение»

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры.

Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.

Дается понятие о коротких словах (предлогах) Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. На этом этапе работы можно использовать словесные игры и упражнения: «Подбери признаки» «Узнай предмет по признаку» «Кто что делает?» «Назови часть целого»

II этап – основной (январь – май первого года обучения). Дидактический синквейн можно использовать в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

III этап -практический (до конца второго года обучения).

Некоторые виды работ с синквейном :

- Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить). Синквейн-загадка

- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- Составление синквейна по детскому рисунку

- Составление синквейна по творческому рисунку, с использованием изографических символов

-- Составление синквейна по прослушанному рассказу. Например,"В лесу живет белый пушистый зверек. Это заяц. Жизнь у зайца трудная: боится всех: лису, волка, людей. Убегает, прячется от хищников. Мне жаль зайца. Зимой диким животным жить трудно. "

Результатом творческой деятельности детей может является «Копилка синквейнов». В копилку могут быть собраны синквейны по многим лексическим темам, а также по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на бумаге, не умеющие — устно с опорой на схему. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении;

значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность;

совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Публикации по теме:

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности,.

Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.

Дидактический синквейн как средство оптимизации развития речи дошкольников Слайд №1 В связи с продолжением модернизации образования и введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Дидактический синквейн — эффективная технология совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Дидактический синквейн - эффективная технология совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Педагогическая технология.

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно,.

Инновационная технология «Твигис» в развитии творческой активности дошкольников в условиях ФГОС Приложение к презентации: Слайд№1 Добрый день уважаемы коллеги, позвольте представить вам презентацию на тему «Инновационная технология.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ» Чумакова Елена Станиславовна Вступительное слово Значение речи в жизни людей огромно. Речь.

Синквейн — метод развития речи дошкольникаСинквейн — метод развития речи дошкольника Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения;.

Современные технологии в развитии речи дошкольников Доклад на тему: «Современные технологии для развития речи дошкольников» Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 19:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тищенко (УИ 89467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД