Рита Забара
Дидактический синквейн как средство оптимизации развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
В связи с продолжением модернизации образования и введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования нового поколения перед современной логопедией, как педагогической наукой, стоит ряд задач, связанных с постоянным активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Слайд № 2. Это касается не только спектра чисто педагогических новаций, но и приемов воздействия, касающихся смежных наук. Наиболее эффективные из них адаптируются к потребностям логопедии. Эти методы и приемы способны поменять векторы взаимодействия взрослого и ребенка, привнести дух новизны, создать оптимальную эмоциональную атмосферу. На службе современного логопеда стоит множество приемов с использованием различных моделей и символов. Одной из таких новых методик развития речи ребенка является дидактический синквейн. Слайд № 3
Публикация «Дидактический синквейн как средство оптимизации развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная рифма стихотворения. Синквейн пишется не из любых пяти строчек, а по определенным и сложным правилам. Синквейн – это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Слайд № 4
История синквейна достаточно молода, по основной версии в начале 20 века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Первые синквейны были созданы под влиянием японских хайку (хокку) и танка. Со временем синквейн выходит за рамки исключительно поэзии. Было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, и синквейн начинает применяться в педагогических целях. Слайд №5
В России, по свидетельству многих авторов-практиков, синквейн технологии начали применяться с 1993 года, и сегодня отечественные методисты называют синквейн важным помощником в формировании осмысленной речи как дошкольного, так и школьного возраста. Синквейн прочно вошел в систему образования и используется на занятиях, связанных не только с развитием речи как таковой.
Различают синквейн традиционный и дидактический. Остановимся на дидактическом синквейне, так как именно он используется в логопедической практике. Слайд №6 .Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует актуализации словаря, дает возможность педагогу оценивать уровень усвоения пройденного материала, оказывает комплексное воздействие: развивает не только речь, но и высшие психические функции (память, мышление, внимание) и что не маловажно - позволяет ребенку быть активным участником образовательного процесса.
Работа с дидактическим синквейном позволяет решать следующие задачи:
Слайд № 7
• закреплять знания о частях речи;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов;
• активизировать словарный запас;
• закреплять навык составления предложения;
• придать эмоциональную краску лексическим единицам, что способствует более прочному усвоению;
• развивать просодическую сторону речи;
• активизировать мыслительную деятельность;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к предметам и явлениям;
• стимулировать развитие творческого потенциала.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксиче-ской заданости каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от ребенка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, ассоциации, делать выводы и кратко их формулировать. Слайд № 8
Напомню, что термин «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения и дидактический синквейн строится на этом же принципе.
• Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею.
• Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
• Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы
• Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, ассоциации, пословицы, поговорки.
• Пятая строка – слово (или несколько слов, связанное с первым, отражающее сущность темы. Слайд №9
Примеры синквейнов :
1. Яблоко.
2. Круглое, вкусное.
3. Растет, краснеет, зреет.
4. Яблоко очень полезное.
5. Фрукт.
1. Кошка.
2. Полосатая, пушистая.
3. Играет, царапает, мурлычет.
4. Кошка – мой друг.
5. Домашнее животное.
1. Дети.
2. Любимые, милые.
3. Играют, радуют, растут.
4. Дети – цветы жизни.
5. Счастье.
Слайд №10
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
• владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой— неживой, слово-действие, слово-признак;
• уметь подбирать синонимы;
• научиться правильно понимать и задавать вопросы;
• согласовывать слова в предложении;
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Слайд №11
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР и ФФРН основывается на той части программы Н. В. Нищевой «Вариативная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, уметь обобщать, анализировать. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие», мы тем самым готовим основу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание в предложении. В этой работе можно использовать различные картинки, предметы, схемы.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные мини-сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями.
Алгоритм синквейна для детей, которые не читают: Слайд №12
(условные обозначения)
1. Слово-предмет (существительное)
2. слова-признаки (прилагательные)
3. слова-действия (глаголы)
4. предложение из нескольких слов
5. слово-предмет (существительное) Слайд №13
Работа ведется в нескольких направлениях:
-логопед – ребенок
-логопед – родители – ребенок
-логопед – воспитатели – ребенок
-логопед – преподаватель изодеятельности – ребенок Слайд № 14
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением. Слайд № 15
Могут быть использованы еще такие варианты работы:
— составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
— синквейна по прослушанному рассказу;
— коррекция и совершенствование готового синквейна;
— синквейн-загадка - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить). Слайд №16
Целесообразное использование синквейна
• • На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
• • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
• • На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. Слайд №17
Лексические темы, которые усваивают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи в подготовительной группе, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами «Человек», «Семья», «Моя страна» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни.
Написав синквейн, ребенок должен еще и прочитать его. И как бы плохо или хо-рошо он это ни делал, у него есть всегда огромное желание сидеть в поэтическом кресле и читать всем свое произведение. Здесь открываются новые возможности синквейна по формированию просодической стороны речи. Слайд № 18 Любимые темы для написания синквейнов – «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Новый год», «Игрушки». Есть разделы, посвященные птицам, насекомым, праздникам. Слайд №19 Думаю, что коллеги, использующие эту технологию на занятиях согласятся, что такие мини-сочинения становятся настоящей «изюминкой» занятия. Слайд №20
Опыт использования синквейна на логопедических занятиях показывает, что дети воспринимают его как игру, как особый вид творчества, как способ выразить свое мнение, поспорить с участниками общего процесса. Составление синквейна полезно для развития у детей способностей к анализу, синтезу, к рефлексии. Использование на занятиях дидактического синквейна позволяет логопеду эффективно сочетать основные образовательные принципы – информационный, деятельностный, личностно-ориентированный, что особенно актуально в условиях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Дидактический синквейн дает возможность организовать вариативное многофункциональное поле выбора. Учитель-логопед создает для каждого ребенка реальную возможность двигаться по собственной, индивидуальной траектории развития. Слайд № 21
Итак, синквейн – это такой вид деятельности, который способствует разви-тию речи, мышления, обобщения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования. Слайд №22
Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта технология показала себя очень эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, гармонично вписывается в работу по развитию речи. Синквейн носит характер комплексного воздействия, он развивает устную и письменную речь, высшие психические функции, дает возможность начального овладения правилами орфографии, развивает графические навыки, а самое главное – эта работа является неиссякаемым источником для творчества и детей, и взрослых.