МААМ-картинки

Пескография как средство развития речи дошкольников

Майя Музланова
Пескография как средство развития речи дошкольников

В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей среды, поиска новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, учитывающих специфику и особенности их развития.

Публикация «Пескография как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Находят применение методики, способствующие более эффективному восприятию материала детьми дошкольного возраста, гармоничному развитию и саморазвитию детей с ОВЗ.

В последние годы искусство рисования на песке приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей.

Пескография (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.

Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.

Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество пескографии над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ.

Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.

Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.

Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии.

Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации, обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования произвольной деятельности и развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.

Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.

Развитие мелкой моторики.

Эта часть представляется наиболее очевидной и приятной. Дети 2-й младшей и средней группы только учатся обращению с песком. Здесь следует первоначально действовать «рука в руке».В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Это:

-действия с песком : сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев,; то же, с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок между ладонями; и т. д.

-отыскать в песочнице предметы;

-определенный предмет;

-предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые, большие-маленькие)

-еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неименной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка : прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем. Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам- наиболее удобной. В любом случае после пользования ведущей рукой те же движения выполняются другой рукой. Это безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей.

Можно предложить детям рисование на песке.

-Дорожка, заборчик, дождик, лесенка, следы, волны, или змейки.

Работа с контурами и шаблонами.

-обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. В песочнице можно проводить закрепление образа букв через печатание их на песке. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.

Здесь же обращается внимание детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке таких ребят к школе пока не много, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу.

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки.

В результате использования пескографии значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звукобуквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.

Эффективность применения пескографии зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать возможности средств, учитывать возрастные особенности детей, включать личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.

Практика использования ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность дошкольников с ОВЗ.

Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно – логического мышления, и речи ребенка. Дети, занимающиеся рисованием на песке, гораздо более стрессоустойчивы, поскольку песок помогает эмоционально нестабильным дошкольникам с ОВЗ избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение.

Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, успешной подготовки к школе, развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции, развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решает задачи формирования социального опыта у дошкольников, развития творческой самостоятельной личности.

Я начала использовать песочные столы в своей работе два года назад, когда мои дети были в старшей группе. Песок очень помогает детям сосредоточиться на поставленной задаче. Особенно детям нравится работать с песком на индивидуальных занятиях. Где мы пересыпаем песок, рисуем различные предметы, дождик - автоматизируя поставленные звуки. А в подготовительной группе закрепляли элементы по обучению грамоте- рисовали контуры букв или слогов.

В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опыт, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные.

Уважаемые коллеги- хороших занятий!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра,.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Мастер класс, Загадка как средство развития речи дошкольников’’ 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. - В одной древней китайской пословице.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников. Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей. (Каждый раздел с использованием.

Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников В нашем обществе работа по развитию речи становится все более актуальной. Снижающийся уровень бытовой культуры, агрессивно-примитивная речь,.

Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников» Опыт работы «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории Мозговая.

План по самообразованию «Театр как средство развития речи у дошкольников» План по самообразованию педагога Воспитатель – Панасенкова Жанна Сергеевна Место работы – муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пескография как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 16 октября 2017 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД