Приложение МААМ

Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников»

Марина Мозговая
Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории

Мозговая Марина Васильевна

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Публикация «Опыт работы „Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность исследования. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

В связи этим, целью нашей работы является изучение развития устной речи детей дошкольного возраста посредствам фольклора.

Объект исследования: развитие устной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: фольклор как средство развития устной речи детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе были определенны следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по основам развития устной речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития и разработать методику их комплексного применения.

3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование произведений фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития устной речи дошкольников.

Для изучения уровня развития речи детей была использована методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, направленная на определения уровня развития устной речи детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм.

Для изучения уровня развития речи дошкольников были рассмотрены следующие аспекты:

- психологические особенности развития дошкольников. Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями во всех сферах психического развития ребенка. Особое внимание нужно обратить на то, что именно в дошкольном возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

- Речь, как психологический процесс. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

- Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать заключение, что у детей в старшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Одним из средств, способствующих развитию устной речи детей, является фольклор. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову.

Результаты исследования уровня устной речи дошкольников показали :

Высокий уровень имеют 7 дошкольников (35 %, 5 дошкольников (25%) имеют хороший уровень, 8 дошкольников (40%) имеют средний (ниже среднего).

Таким образом, мы выяснили особенности развития устной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен средний (ниже среднего) уровень развития устной речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразно использование малых форм фольклора для развития устной речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания малых форм фольклора старшими дошкольниками, с какими трудностями мы можем столкнуться.

Работа по развитию устной речи проводилась в течение года. В своей работе мы использовали :

- работа по подготовке речедвигательного аппарата;

- колыбельные песни перед сном;

- в качестве ласки и шутки;

- русские народные игры;

- чистоговорки;

- вечера загадок;

- пословицы, поговорки;

- интегрированные занятия;

- работа с родителями (беседы, групповые собрания, папки – передвижки, обновлен уголок для родителей).

Контрольный эксперимент показал: у большинства детей все рассматриваемые речевые умения сформированы на высоком уровне – 11 детей (55%, на среднем уровне - 7 детей (35%, низкий уровень показали 2 ребенка (10%). Показатель высокого уровня развития устной речи у дошкольников после контрольного этапа эксперимента вырос на 20%; показатель хорошего уровня вырос на 10%, средний (ниже среднего) уровень снизился на 30%.

Уровень развития речевых умений после проведения опытно-экспериментальной работы по развитию устной речи с использованием фольклора в течение года у детей старшего дошкольного возраста повысился.

Следовательно, наша гипотеза о том, что использование произведений фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития устной речи дошкольников - подтвердилась.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по данной тематике и пополнять предметно - пространственную развивающую среду новым, в том числе разработанным нами, дидактическим и методическим материалом, который можно применять в образовательной деятельности в целях развития устной речи детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников Доклад на тему: БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель – логопед: Лисовская Надежда Анатольевна Республика Башкортостан,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса детей к изобразительному творчеству (опыт работы) Для дошкольного возраста характерно формирование у ребенка потребности в значимой и оцениваемой деятельности. В этом – корень его интереса.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» Затрагивая в настоящее время любой вопрос,.

Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ» Полноценное развитие ребенка должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели в детском саду. Для этого мы в своей педагогической деятельности.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников»
Опубликовано: 11 сентября 2017 в 10:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мозговая (УИ 641195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД