Марина Мозговая
Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории
Мозговая Марина Васильевна
«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Публикация «Опыт работы „Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность исследования. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
В связи этим, целью нашей работы является изучение развития устной речи детей дошкольного возраста посредствам фольклора.
Объект исследования: развитие устной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: фольклор как средство развития устной речи детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе были определенны следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по основам развития устной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития и разработать методику их комплексного применения.
3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование произведений фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития устной речи дошкольников.
Для изучения уровня развития речи детей была использована методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, направленная на определения уровня развития устной речи детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм.
Для изучения уровня развития речи дошкольников были рассмотрены следующие аспекты:
- психологические особенности развития дошкольников. Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями во всех сферах психического развития ребенка. Особое внимание нужно обратить на то, что именно в дошкольном возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.
- Речь, как психологический процесс. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.
- Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать заключение, что у детей в старшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Одним из средств, способствующих развитию устной речи детей, является фольклор. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову.
Результаты исследования уровня устной речи дошкольников показали :
Высокий уровень имеют 7 дошкольников (35 %, 5 дошкольников (25%) имеют хороший уровень, 8 дошкольников (40%) имеют средний (ниже среднего).
Таким образом, мы выяснили особенности развития устной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен средний (ниже среднего) уровень развития устной речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразно использование малых форм фольклора для развития устной речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания малых форм фольклора старшими дошкольниками, с какими трудностями мы можем столкнуться.
Работа по развитию устной речи проводилась в течение года. В своей работе мы использовали :
- работа по подготовке речедвигательного аппарата;
- колыбельные песни перед сном;
- в качестве ласки и шутки;
- русские народные игры;
- чистоговорки;
- вечера загадок;
- пословицы, поговорки;
- интегрированные занятия;
- работа с родителями (беседы, групповые собрания, папки – передвижки, обновлен уголок для родителей).
Контрольный эксперимент показал: у большинства детей все рассматриваемые речевые умения сформированы на высоком уровне – 11 детей (55%, на среднем уровне - 7 детей (35%, низкий уровень показали 2 ребенка (10%). Показатель высокого уровня развития устной речи у дошкольников после контрольного этапа эксперимента вырос на 20%; показатель хорошего уровня вырос на 10%, средний (ниже среднего) уровень снизился на 30%.
Уровень развития речевых умений после проведения опытно-экспериментальной работы по развитию устной речи с использованием фольклора в течение года у детей старшего дошкольного возраста повысился.
Следовательно, наша гипотеза о том, что использование произведений фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития устной речи дошкольников - подтвердилась.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу по данной тематике и пополнять предметно - пространственную развивающую среду новым, в том числе разработанным нами, дидактическим и методическим материалом, который можно применять в образовательной деятельности в целях развития устной речи детей.