МААМ-картинки

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Ольга Федорова
Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 г. Апшеронск

Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития. Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронск. Малые формы детского фольклора (потешки, частушки, считалки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, игры и хороводы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку прикоснуться к историческому прошлому русского народа, традициям кубанского казачества. Педагоги планомерно включают данный материал во все образовательные области, определенные ФГОС ДО, а именно:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Народная культура внедряется в образовательную деятельность социально-коммуникативного развития посредством сюжетно-ролевых игр с сюжетами на основе традиционного казачьего быта. Дети примеряют на себя роли хозяев и гостей казачьей хаты, помощников на подворье, осваивая народные ремесла и основы земледелия в игровом процессе.

Познавательное развитие отражается в знакомстве с народными календарными праздниками и приметами, народным бытом с помощью иллюстраций и наглядных пособий.

Речевое развитие охватывает малые формы устного фольклора и включает в себя такие виды деятельности как слушание и разучивание потешек, считалок, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, пересказ сказок.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя огромный пласт народной культуры, как музыкального, так и декоративно-прикладного фольклора : рисование народных узоров; лепка игрушек и хоровода, посуды, традиционной пищи; в технике аппликации украшение платка, кокошника, сарафана. На музыкальной деятельности подробнее остановимся несколько позднее.

Физическому развитию традиционно уделялось большое внимание в культуре наших предков, что и отразилось в разнообразии форм деятельности. В нашу работу регулярно включаем хороводы, пляски, народные подвижные игры. К примеру, в средней возрастной группе проводилась образовательная игровая ситуация с народной тематикой «Удалые молодцы» (воспитатель Федорова О. В., в которой дети выполняли такие игры и упражнения, как перенос «гарбузов», скачка на «конях», эстафета с народным платком.

Но традиционная культура ценна еще и тем, что синкритична по своей сути. Например, народные игры позволяют решать задачи следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (договориться между собой, примерить на себя иные социальные роли, познавательное развитие (использование в игре традиционных предметов быта и украшений, речевое развитие (особенности говора, художественно-эстетическое развитие (музыкальное сопровождение игр, попевки, связанные с игровым процессом) и физическое развитие (активные подвижные игры часто включают в себя элементы танца, прыжки, ритмичные хлопки в ладоши и топанье ногами). Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие успешно реализуется в театрализованной деятельности с элементами фольклора.

Применение фольклора позволяет развивать детей одновременно в разных областях и решать психологические, моральные, коммуникативные и социальные задачи по формированию личности ребенка дошкольного возраста, развивать инициативу и творчество.

Музыкальная деятельность с помощью фольклорного материала открывает широкий простор для решения вопросов патриотического воспитания.

Особенной любовью на Кубани пользуется песня, воссоздающая для нас цельный мир казачества, его бытовую, этнографическую, духовную сторону. На воспитание патриотических чувств положительное влияние оказывает разучивание и исполнение детьми народных песен, а также восприятие ими песен и народной музыки в профессиональном звучании.

Хороводы, которые мы используем в своей педагогической деятельности, такие, как «Ой, на горке калина», «На лужку, у ворот» и другие, несут помимо эстетической и духовной ценности, еще и полезную нагрузку в плане коррекционной работы с детьми. Включение в деятельность по музыке скороговорок позволяет особое внимание уделить технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом. С пения колыбельных закладывается первое чувство любви к маме, родному краю.

Особенностью нашего детского сада является работа с одаренными детьми. На базе детского сада осуществляется бесплатное дополнительное образование детей в кружках детской эстрадной песни «Музыкалинка» (руководитель Т. А. Пихтерева) и казачьей народной песни «Пташечки» (руководитель Н. М. Левина).

Работая над развитием творческого потенциала дошкольников в кружке «Музыкалинка», совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, пристальное внимание уделяем воспитанию у ребят патриотических чувств, коммуникативных качеств и нравственных норм поведения. Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции с активным использованием русского фольклорного материала.

Занимаясь в кружке казачьей песни «Пташечки», прививаем ребятам любовь к малой родине. Красивая мелодия – то лиричная, то задорная, яркие образы, дают детям возможность расширить их кругозор, получить новые впечатления и удовольствие от народной песни. Наряду с этим, ребята узнают незнакомые слова, выражения, характерные для нашего края. За душу берут песни в исполнении кружка «Пташечки» - «Пишла маты до роду гуляты», «Черноморець идэ», «Пчелочка златая» и другие.

Выступления воспитанников кружков «Музыкалинка» и «Пташечки» на детских праздниках и развлечениях позволяют маленьким слушателям познакомиться с народными песнями, полюбить их.

Народные песни органично включаются в различные развлечения, концерты для детей и взрослых, в том числе городского и районного уровня, приобщая участников к духовности и красоте русского и кубанского фольклора.

Помимо этого, в нашем детском саду проводятся игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок и т. д. с использованием народного фольклора. Воспитанию патриотических чувств способствует организация праздников, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Независимости России, Дню Российского флага. Праздник – это всплеск положительных эмоций. Поэтому педагоги уделяют большое внимание праздникам народной тематики, в том числе (по соглашению с родителями) с использованием элементов православной культуры. Ведь народный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову, Светлой Пасхе, Яблочному Спасу.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, непосредственное участие в народных праздниках дают возможность духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, привить любовь к своей малой и большой Родине.

Публикации по теме:

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Консультация для педагогов «Мини-музей как средство патриотического воспитания» В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории,.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитанияМини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 19:13
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федорова (УИ 1083042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД