Получи документы

Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников

Елена Макарова
Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем обществе работа по развитию речи становится все более актуальной. Снижающийся уровень бытовой культуры, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это обедняет нашу речь, делает ее безграмотной. В данной ситуации больше всего страдает ребенок, который еще не умеет из всего потока информации выделять главное и полезное для своего речевого развития. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, и от того, какое общество окружает ребенка, зависит его речевое воспитание.

Публикация «Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. В наше время хорошо развитая связная речь служит одним из главнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Автор также пишет: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи».

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Так человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами и ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой получается продукт. К ним в детском саду относятся: рисование, аппликация, лепка, конструирование и изготовление поделок.

Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Выбор данного направления связан еще и с тем, что при традиционных способах и техниках необходимо уметь изображать предметы тонкими линиями при помощи кисти. Для детей 3-4 лет данный способ является сложным, что приводит к эстетически плохо выполненному рисунку и потерянному к данной деятельности интересу. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник рисования сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам, новизна способа как фактор удержания внимания.

С этой целью был создан кружок «Мастерская гномика», который направлен на развитие речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр и разных видов продуктивной деятельности.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. Обучать навыкам работы с различными видами материалов.

4. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности, развивать осязательное восприятие (тактильную чувствительность пальцев рук).

Развивающие :

1. Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать движения рук.

3. Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

4. Развивать фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

1. Формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

2. Воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Совместная деятельность в кружке строится следующим образом: воспитатель от лица игрушки гномика разучивает с детьми пальчиковые гимнастики и знакомит с различными нетрадиционными продуктивными техниками, в конце встречи подводится итог и дружные аплодисменты. Присутствие игрушки гномика позволяет лучше заинтересовать детей, дольше удерживать внимание, а аплодисменты дают заряд бодрого настроения, ощущения успеха у большинства детей.

Во время совместной деятельности дети знакомятся с такими техниками нетрадиционного рисования, как: пальчиковая живопись; различные виды аппликаций (обрывная, с использованием пластилина, сухих листьев, ватных дисков, мятой бумаги, круп, макарон, ниток); рисование с использованием манной крупы, соли; рисование объемными красками; рисование свечей; рисование с помощью вилки; рисование с помощью ватных палочек; конструирование из пластилина и ватных палочек; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой; и т. д. Весь предлагаемый материал для творчества дети с удовольствием берут в руки, ощупывают его, перебирают, выкладывают, создавая разнообразные узоры. Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

На каждой новой встрече гномик знакомит ребят с новой пальчиковой игрой, большинство из них имеет речевое сопровождение. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Весь творческий процесс сопровождается словесными объяснениями. Сначала воспитатель от лица гномика беседует с детьми, учит с ними пальчиковую гимнастику и стишки, наводящими вопросами и загадками подводит ребят к теме встречи, рассказывает, чем они будут заниматься. Затем сам ребенок называет, что он в данный момент делает и что будет делать дальше, таким образом, ребенок как бы планирует свою деятельность, устанавливает последовательность по созданию образов, словесное обозначение помогает дошкольнику выделять в предметах их признаки.

В конце встречи подводится итог, с какой новой техникой продуктивной деятельности познакомил ребят гномик, какие материалы для этого понадобились. Вводятся элементы рефлексии, понравилось ли выполнять задание? что получилось? Гномик обязательно хвалит всех ребят за труд и усердие, после чего дружными аплодисментами заканчивает встречу.

Анализируя результаты работы кружка «Мастерская гномика» можно сделать вывод о том, что у детей расширилось представление о предметном окружении, улучшилась мелкая моторика рук, речь стала более выразительной, предложения стали более сложными, обогатился пассивный и активный словарь.

Используемая литература:

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Просвещение, 1973. – 276 с.

2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996. – 32 с.

3. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009. – 160 с.

Публикации по теме:

Игра как средство развития речи у дошкольников В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства.

Игра как средство развития речи дошкольников Ни для кого не секрет, что речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Содержание системы занятий по рисованию и аппликации как средство развития у младших дошкольников В настоящее время в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования большое внимание уделяется.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Как говорил К. Д.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 22:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макарова (УИ 136825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД