Папки-передвижки

Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Диана Филимонова
Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, развивается способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, закладывается характер.

Публикация «Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах

Одним из множества средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью элементарного труда, по руководством взрослого, в процессе которого создаётся продукт детского творчества, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками, познать мир детского коллектива и принять участие в его жизни.

Продукт получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.

Продуктивная деятельность, как наиболее привлекательный и доступный вид детской деятельности, на ряду с игрой, способствует выявлению и реализации творческих способностей дошкольников, основанных на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, формированию социальных качеств.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

• сборка конструкций различными способами;

• лепка из специальной глины или пластилина;

• изготовление всевозможных поделок;

• изготовление мозаики и аппликаций;

• более сложные занятия с различными макетами.

Педагоги и психологи, проводившие многочисленные исследования направленные на изучение влияния продуктивной деятельности на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников выявили, что продуктивная деятельность :

• способствует развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать) как средства развития социального интеллекта,

• влияет на физическую, познавательную, речевую активность,

• влияет на развитие адекватной самооценки,

• побуждает ребёнка к установлению взаимосвязей со сверстником по поводу решения поставленной задачи,

• освобождает ребёнка от страхов и переживаний.

В практической работе с дошкольниками можно выделить следующие направления продуктивной деятельности :

• создание предметов годных для использования в познавательной, экспериментальной, игровой деятельности,

• наполнение галереи творческих работ,

• создание макетов,

• создание сувениров и украшений к праздникам.

Развивающее значение продуктивной деятельности, способствующее повышению эффективности социализации и коммуникации дошкольников, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титаренко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.) и современных ученых (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, В. Д. Семенов и др.).

Анализ литературы показал, что продуктивная деятельность выбрана не случайна. Совместная деятельность по созданию творческого продукта доступна и привлекательна для ребёнка и рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, развивается общение.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.

Взаимодействие с окружающими в продуктивной деятельности строится на речевой активности детей, которая стимулируется возникающей ситуацией. В процессе творческой деятельности у детей :

• повышается собственная активность,

• повышается уровень и количество высказываний, направленных на общение с другими детьми;

развивается способность отвечать на открытые вопросы;

развивается способность самому задавать вопросы;

• повышается уровень и количество комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.

В педагогических работах (А. П. Усова, Т. А. Репина и др.) придается важнейшее значение детским отношениям, складывающимся в процессе продуктивной деятельности, благодаря особой группе качеств, проявляющихся во взаимодействии детей со сверстниками. С ростом осознанности своей роли во взаимодействии более сложными становятся социальные качества дошкольников. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет социализирующий характер.

Делая вывод о влиянии продуктивной деятельности на социально – коммуникативное развитие дошкольников можно сказать, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности.

Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых становится школой социальных отношений, в которой ребёнок моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.

Таким образом, совместная продуктивная деятельность детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

Проблема социально – коммуникативного развития старших дошкольников хорошо решается средствами продуктивной деятельности. Целесообразно реализовать работу в данном направлении по 3 этапам.

1 этап. Обучение детей набору умений и навыков в работе с бумагой. На этом этапе, под руководством взрослого, дети овладевают способами и средствами в работе с бумагой.

2 этап. Обучение детей работе в паре. Дети овладевают умениями договариваться, строить общие планы, реализовывать задуманный проект сообща, самоконтролю и взаимоконтролю. Руководящая роль отводится взрослому, который побуждает к общению, направляет, объясняет, как договориться и т. д.

3 этап. Самостоятельная деятельность детей. На основе имеющихся знаний в работе с бумагой, умении наладить контакт со сверстником, договориться о предстоящей работе, дети выполняют проект на тему заданную взрослым. На этом этапе постановка цели, подбор материала и оборудования, способов выполнения проекта отдаётся детям, взрослый лишь косвенно руководит данной деятельностью.

В итоге такой работы дети приобретают знания и умения, помогающие им позитивно организовывать общение в кругу сверстников, а значит и социализироваться в обществе.

Публикации по теме:

Игра как средство расширения социально-коммуникативного опыта дошкольников по формированию основ безопасного поведения Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Игра как средство расширения социально-коммуникативного.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях Доклад на тему: «Реализация задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на занятиях" Социально- коммуникативное.

Конспект НОД с приоритетом социально-коммуникативного развития «День матери» КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ МАТЕРИ» Цель: Расширить и углубить знания детей о празднике - «День матери»; повысить социальную значимость.

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию как средство организации социально-коммуникативного развития Сегодня перед образовательными организациями российской федерации поставлена задача, подготовить к жизни совершенно новое поколение детей:.

Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Возрастная группа: средняя группа Тема: Наш друг светофор Тип проекта:.

Реализация социально-коммуникативного направления через театральную деятельность Реализация социально - коммуникативного направления через театральную деятельноcть В республике Башкортостан формирование человека происходит.

Решение задач социально-коммуникативного развития посредством игры Система работы в младшей группе Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определённые проявления.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста Театрализованная игра как средство социально -коммуникативного развития детей раннего возраста. Выполнила: Филиппова Дарья Ивановна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2017 в 13:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД