Диана Филимонова
Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, развивается способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, закладывается характер.
Публикация «Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одним из множества средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью элементарного труда, по руководством взрослого, в процессе которого создаётся продукт детского творчества, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками, познать мир детского коллектива и принять участие в его жизни.
Продукт получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.
Продуктивная деятельность, как наиболее привлекательный и доступный вид детской деятельности, на ряду с игрой, способствует выявлению и реализации творческих способностей дошкольников, основанных на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, формированию социальных качеств.
Что такое продуктивные виды деятельности?
Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:
• сборка конструкций различными способами;
• лепка из специальной глины или пластилина;
• изготовление всевозможных поделок;
• изготовление мозаики и аппликаций;
• более сложные занятия с различными макетами.
Педагоги и психологи, проводившие многочисленные исследования направленные на изучение влияния продуктивной деятельности на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников выявили, что продуктивная деятельность :
• способствует развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать) как средства развития социального интеллекта,
• влияет на физическую, познавательную, речевую активность,
• влияет на развитие адекватной самооценки,
• побуждает ребёнка к установлению взаимосвязей со сверстником по поводу решения поставленной задачи,
• освобождает ребёнка от страхов и переживаний.
В практической работе с дошкольниками можно выделить следующие направления продуктивной деятельности :
• создание предметов годных для использования в познавательной, экспериментальной, игровой деятельности,
• наполнение галереи творческих работ,
• создание макетов,
• создание сувениров и украшений к праздникам.
Развивающее значение продуктивной деятельности, способствующее повышению эффективности социализации и коммуникации дошкольников, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титаренко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.) и современных ученых (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, В. Д. Семенов и др.).
Анализ литературы показал, что продуктивная деятельность выбрана не случайна. Совместная деятельность по созданию творческого продукта доступна и привлекательна для ребёнка и рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, развивается общение.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.
Взаимодействие с окружающими в продуктивной деятельности строится на речевой активности детей, которая стимулируется возникающей ситуацией. В процессе творческой деятельности у детей :
• повышается собственная активность,
• повышается уровень и количество высказываний, направленных на общение с другими детьми;
• развивается способность отвечать на открытые вопросы;
• развивается способность самому задавать вопросы;
• повышается уровень и количество комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.
В педагогических работах (А. П. Усова, Т. А. Репина и др.) придается важнейшее значение детским отношениям, складывающимся в процессе продуктивной деятельности, благодаря особой группе качеств, проявляющихся во взаимодействии детей со сверстниками. С ростом осознанности своей роли во взаимодействии более сложными становятся социальные качества дошкольников. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет социализирующий характер.
Делая вывод о влиянии продуктивной деятельности на социально – коммуникативное развитие дошкольников можно сказать, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности.
Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых становится школой социальных отношений, в которой ребёнок моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.
Таким образом, совместная продуктивная деятельность детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
Проблема социально – коммуникативного развития старших дошкольников хорошо решается средствами продуктивной деятельности. Целесообразно реализовать работу в данном направлении по 3 этапам.
1 этап. Обучение детей набору умений и навыков в работе с бумагой. На этом этапе, под руководством взрослого, дети овладевают способами и средствами в работе с бумагой.
2 этап. Обучение детей работе в паре. Дети овладевают умениями договариваться, строить общие планы, реализовывать задуманный проект сообща, самоконтролю и взаимоконтролю. Руководящая роль отводится взрослому, который побуждает к общению, направляет, объясняет, как договориться и т. д.
3 этап. Самостоятельная деятельность детей. На основе имеющихся знаний в работе с бумагой, умении наладить контакт со сверстником, договориться о предстоящей работе, дети выполняют проект на тему заданную взрослым. На этом этапе постановка цели, подбор материала и оборудования, способов выполнения проекта отдаётся детям, взрослый лишь косвенно руководит данной деятельностью.
В итоге такой работы дети приобретают знания и умения, помогающие им позитивно организовывать общение в кругу сверстников, а значит и социализироваться в обществе.