Папки-передвижки

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Евгения Игоревна
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа № 1194»

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ»

Выступление воспитателя Смирновой Е. И.

«Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»

30.01.2018г.

Публикация «Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ”

В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни.

Соответственно, одной из основных задач любого общеобразовательного учреждения (и в первую очередь дошкольного учреждения, ставится задача - сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ, в любых видах деятельности (учебная, физкультурно-оздоровительная, досуговая деятельность, двигательная активность и т. д.)

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Давайте их рассмотрим.

Основными формами работы являются образовательная деятельность, режимные моменты, досуги, спортивные соревнования и праздники.

Во время образовательной деятельности детям сообщают основные сведения о ЗОЖ и закрепляют полученные представления. Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Но, конечно, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

1. Специально организованная деятельность;

2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3. Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим: утреннюю гимнастику, физкультурные и физкультурно-познавательные досуги, гимнастику после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Путешествие в зоопарк», «Мыльные пузыри») гимнастику.

Также мы проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры : дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии.

Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных досугов, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. Это форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном досуге можно представить следующем образом :

Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме (включает в себя чтение произведения, беседа по содержанию (про кого, почему обогнал, как стать сильнее и т. д.)

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений.

Третья часть — подвижная игра.

Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.

На таких познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»и т. д.).

При совместной деятельности детей и взрослых на занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.

При выполнении режимных моментов подразумевается особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня, которые используются для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят — спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, следить за своим внешним видом.

Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Нужно напоминать ребенку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность в этих вопросах.

При организации питания. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физической культурой в холодное время года.

Мы поговорили о формах формирования ЗОЖ, теперь вспомним о средствах.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее формированию ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, культурно-гигиенических процедур. В игре «Магазин» дети учатся выбирать только те продукты, которые нужны для здорового питания.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, различные выставки творческих работ.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Или наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.

Или участие детей и родителей в выставках творческих работ. Так, например сейчас у нас в дошкольном отделении осуществляется проект детско-родительского творчества «Физкультура и спорт в моей семье»

Помимо наглядных методов мы используем словесные методы, которые включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Ну и конечно нельзя не сказать о практических методах, которые включают в себя опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества, и поэтому вода не всегда может быть чистой и пригодной для питья. Опыты с песком помогают закрепить знания детей о свойствах песка, его разновидностях, о применении песка.

Нельзя так же забывать и о роли семьи в формировании ЗОЖ.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей мы используем такие формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации и беседы,, спортивные мероприятия. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в дошкольном отделении.

В заключение хочется добавить - Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников» «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников». В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления.

Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На.

Картотека игр по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Умею - не умею» Цели: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни в средней группе Сентябрь Ребёнок и здоровье 1. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни.

Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.

Презентация «Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников старшей группы» Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2018 в 13:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД