Получи документы

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

Галина Трощенкова
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
▼ Скачать + Заказать документы

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Выполнила:

Трощенкова Галина Викторовна

Воспитатель МДОУ №392

Самара, 2014г.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

Публикация «„Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности“» размещена в разделах

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагают, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люди. Современная личность формируется далеко не во взрослой жизни. Как известно фундамент мировоззрение, характер, привычки закладываются у человека в раннем возрасте и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов. Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

СЛОВАРЬ:

Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)

Система - порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. (Толковый словарь Ушакова)

Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М. : АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)

В развитии воображения значимые показатели это использование нового опыта и наличие внутренний особой позиции, которая позволяет не приспосабливаться к ситуации,а подчинять ее себе. Воображение с уровнем мышления и умственным развитием, творческая активность ребенка характеризуется в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, составляющую основу творческой деятельности.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности, которое включает в себя творчество и воображение. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка- дошкольника, а также его познавательный процесс, воображение и творческую активность, фантазию и воображение.

Творческие способности ребенка также развиваются в придумывание сказок, он может фантазировать в слух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Необходимо чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх :

Во – первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностым детской субкультуры.

Во – вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строится с учетом нарастания самостоятельности творчества ребенка.

В – третьих, предметно- игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е. О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольника сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это самая детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха(«Декларация прав ребенка на игру»).

В этом случаи можно говорить о недостатках

В результатах В основном процессе В условиях профессиональной деятельности

Недостаточность в развитие творческих способностей Недостаточное владение навыками, взаимоотношениями друг с другом Недостаточно методически и материально - техническое оснащение для реализации творческой деятельности не обеспечивает предпосылок для развития у детей творческой активности

Принятие роли в сюжетно ролевой игре Планирование индивидуальных и групповых форм работы по творческой активности Педагоги не умеют грамотно организовать познавательный процесс, с целью развития воображения и творческой активности ребенка

Интерес к познанию, самостоятельность использовать знания, умения и навыки в творческой игре Отсутствие новых форм и методов развития дошкольников в соответствии с ФГОС

Уровень творческого воображения в игре

Неумение находить решения в вопросах поискового характера

Анализируя все выше сказанное можно сформулировать противоречия:

Нынешний ребенок должен обладать развитым воображением, проявлять интерес к познанию окружающей действительности, уметь находить решение в вопросах поиска, проявлять инициативу во взаимодействии в другими в качестве партнера, но зачастую на практике формируется противоположный результат.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Профессиональная проблема заключается в плохо организованном процессе обучения, следует усовершенствовать систему работы по реализации данного вопроса, в применении традиционных методов обучения, инновационных технология, а самое главное информационных знаний педагога и заинтересованности со стороны родителей.

Cледует решать все проблемы одновременно и вместе, отдельное решение не приносит результатов.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом, темой Пример в правлении

• Владеет разными формами и видами игры

• Умеет подчиняться разным правилам и нормам

• Умеет различать условную и реальную ситуацию, в том числе игровую и учебную • Ребенок обладает развитым воображением

• Сочиняет, умеет делать самостоятельно или по схеме

• Формируется положительное отношение к игре

• Хорошо понимает усную речь и может выражать свои мысли и желание • Использует предметы заместители

Активно участвует в театральной деятельности

• Использует русско –народные сказки в театрализованной игре

• Совмещает свои действия с действиями партнера

• Словесное обозначение действий

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешного развития воображения и творчества в системе работы, усовершенствования помогут сочетание традиционных и нетрадиционных средств развития творчества и подбора методики.

Показатель наблюдения Критерии наблюдения Проявление в поведении и деятельности

Наблюдение за игрой сюжетно – ролевой и театрализованой Ребенок обладает развитым воображением который реализуется в разных видах деятельности.

Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству. Интенсивно развивается в игре. Ребенок овладевает разными формами и видами игры. Умеет подчинятся разным правилам и нормам, различать условия и реальную ситуацию в разных видах деятельности. Самостоятельно отбирает или придумывает разные сюжеты игр и роли

Предерживается в процессе игры намеченного замысла

Находит новую трактовку роли и исполняет ее

Проявляет себя терпимым, доброжелательным партнером

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев.

Методики предназначены для детей 4-6 лет.

• Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.

• Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.

• Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.

• Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Автор — Мария Даниленко.

Модели составления сказок

• Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.

• Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.

• Диагностика развития сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте

Тест 1.

Взятие ребенком на себя роли

Цель: изучение особенностей взятие ребенком на себя роли

Тест 2

Влияние сюжета и роли на подчинения правил, содержащимися в игре (по Эльконинку)

Цель: изучение влияние сюжета и роли на подчинения правила игры

Тест 3

Особенности сюжетно – ролевой игры (по Эльконину)

Цель: изучение особенностей сюжетно – ролевой игры

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов в дошкольном образовании необходимо произвести изменения:

Кадровые:

• Педагогам ДОУ пройти курсы повышения квалификациипо теме»Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

• Принять участие педагогам по данной теме, накопление и обмен опытом

• Взаимодействие в коллегами

Научно – методические:

Разработать электронные дидактические пособия

• Изменить календарно- тематическое планирование

Материально – технические:

• Приобрести дидактические игры по изучаемым темам

Информационные:

• Оснастить группы интернет ресурсами

Нормативно – правовые:

• Международные документы

1. Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.

2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

3. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей

• СанПиН от 15 мая 2013 год

Организационные:

• Осуществить в группе деление разнообразного пространства на три и более функциональные зоны (театральная, игровая,изобразительная)

Просветительская:

Работа с родителями

Публикации по теме:

План организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья .

План работы школы передового опыта «Обучение детей ПДД» Цель работы ШПО: Создать в коллективе педагогов, посещающих ШПО, атмосферу значимости проблемы: «Обучение детей правилам дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
Опубликовано: 15 января 2015 в 10:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Трощенкова (УИ 278796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД