Получи документы

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Elena Dedova
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

“Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”В. А. Сухомлинский

Нрaвственное воспитание - это фoрмирование ценностного oтнoшения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Зaкладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности необходимо с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории - это добро и зло.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества, такие как: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, которые стоят на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Исследуемая нами тема нравственного воспитания с помощью сказки нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т. д.

Необходимо постoяннo oбогащать слoварь дeтeй выражениями словесной вежливости, такими как: «здравствуйте», «дo свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Нередко дети спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать эти поступки, развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и пoступки ребенка. Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок особенно вoсприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Именно нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни.

Поэтому нравственное воспитание необходимо рассматривать в программе детского сада, как одну из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. И именнo мы, воспитатели, призваны обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, стране, Родине, уважение к людям рaзных национальностей. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффeктивных путей или переосмысления уже известных. Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др., необходимо иметь свой подход к человеческой индивидуальности. Одним из главных средств в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Дошкольное детство занимает очень важный период в становлении личности ребенка. Неoбходимо, чтобы ребенок с детства усвоил всю суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. В настоящее время мы часто наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Именно под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Как известно – средств, для решения этих задач множество, рассмотрим сказку как действенное средство нравственного воспитания детей.

Мне кaжется, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как именно в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Именно она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Как говорил Г. Х. Андерсен: «Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Существуют методы по ознакомлению дошкольников со сказкой :

• чтение воспитателя (дословная передача текста).

Рассказывание (более свободная передача текста).

• дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины (для закрепления знаний).

В мире существует огромное множество сказок и все они имеют отличия. Существует множество классификаций сказок, рассмотрим одну из них:

1. сказки о животных;

2. бытовые сказки;

3. волшебные сказки.

Особенностью содержания сказки является ее оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Характер содержания придает свой оттенок, свой колорит ее общему звучанию. Так, в сказке «Царевна-лягушка» общий жизнерадостный тон сочетается с оттенками некоторой таинственности, восхищения, в то время как в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» - с оттенками юмора.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать :

1. как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

2. как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

3. что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами" (агрессия, зло, страх и т. д). В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных, возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей ребенка, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов.

Задачами сказкотерапии являются :

•Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

•Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

•Передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.

•Стимулировать творческое самовыражение.

•Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Практика и педагогические исследования дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А как известно, сказка является источником проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М. Виноградова. Именно А. М. Виноградова считала, что в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д.

Такие нравственные ценности как, добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, - должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей! Как гласит народная мудрость: «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло».

Публикации по теме:

Родительское собрание «Секреты общения с ребенком в семье» "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка. "- писал В. А. Сухомлинский. Вопрос к.

Информация о себе Информация о себе: Почему я выбрала эту профессию? Моя профессия - воспитатель детского сада. Свою профессию я выбрала по велению сердца.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 19:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД