Приложение МААМ

«Сказка в развитии дошкольника»

Марина Дмитриевна Иноземцева
«Сказка в развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве», - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазий. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Публикация «„Сказка в развитии дошкольника“» размещена в разделах

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит на прямую. Самое большое, что она «позволяет себе»,- это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а её восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв её, прожив её сюжет.

Сказку можно нарисовать.

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы её чувств, (опираясь на опыт сенсорного развития детей, представленный в практике работы М. Монтес-Сори). Когда мы начинали заниматься с детьми сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается Иван-Царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть ни в каждой книге, да и ни каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. И увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, рисование облегчает процесс пересказывания самой сказки, и её сюжет.

Сказку можно сложить из ткани.

Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков ткани, различающихся по форме, фактуре, размеру, цвету. Например, вышел Иван-Царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная Шапочка – появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная голубая лента из шифона (ручеёк, ткани с ягодками (земляничная поляна).

А ещё мы обязательно рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей.

А ещё сказки звучат.

Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенности той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломанная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети шумят лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясёт баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

Сказку можно разыграть с помощью кукол.

Нарисованных героев мы используем в настольном кукольном театре. Мастерить кукол – занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Главное – дать понять: все, что дети делают сами, вам нравится. Не забывайте хвалить их! Помните: ваши похвалы должны быть искренними и эмоциональными. А недостатки отмечайте про себя, чтобы в последствии помочь их исправить. И еще: не превращайте процесс рисования в скучный, назидательный урок, который с одной стороны утомит ребенка, а с другой – помешает нам открыть заложенный в нем творческий потенциал, пробудить тягу к нестандартному постижению мира.

И так, вырезав и наклеив нарисованных кукол на картон и прикрепив со стороны подставку, дети начинают разыгрывать сказочное представление с любым сюжетом и разными персонажами.

С настольным театром можно выступать и в младших группах, и перед родителями. Свои театральные постановки мы показываем и на школьном празднике Букваря. Устраиваем всевозможные конкурсы: рисунков, волшебных палочек, нарядов волшебников, сказочных дворцов, волшебных цветов. За участие в конкурсах каждому ребенку присуждаем премию в какой-либо номинации: самый яркий рисунок, самый необычный и т. д. Особенно интересно наблюдать динамику развития каждого ребенка, например по рисункам волшебной палочки, созданным в 4 года и в 7 лет. Да и самому ребенку интересно видеть, как он вырос и повзрослел.

В героев сказки можно переодеться и потанцевать.

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любя наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием «наматывают» (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравится, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танца. Это позволяет все детям «протанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

Подводя предварительные итоги.

Вот таким образом, через разные действия, рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребенок активно, творчески познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становится понятнее персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие сказочной страны.

В результате естественным образом мы подходим к театрализованному представлению. При этом зрители видят необычные декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно: можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для конкретного ребенка, его можно придумать даже в момент постановки.

Во время рождающегося буквально на глазах у зрителей спектакля возникают запахи, которые дети ассоциируют с определенным сказочным сюжетом. Например, когда на сцене появляется принцесса, выносится баночка с духами. А когда мышка готовит обед в теремке, то в зале ощущается запах овощей и трав. Кроме того, появление нового героя сопровождается музыкой и танцем. Все это создает завораживающую атмосферу, в которой у ребенка активно развиваются воображение и творчество, поскольку он сам является создателем сказки.

Естественно, что придумывание сказочных сюжетов с начало происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побыть в роли волшебника.

Публикации по теме:

«Сказка в двери к нам стучится…». Присказки к сказкам «Как не в море-океане, Не на острове Буяне Стоит терем-теремок, На дверях висит замок. Мы замочек отопрем – Сказку в гости позовем Слушай.

Воспоминание о летеВоспоминание о лете В некотором царстве,в Российском государстве, за Уральскими горами, Оренбургскими степями жили были дети,мамы,папы и воспитатели. И было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сказка в развитии дошкольника»
Опубликовано: 30 декабря 2012 в 18:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сказка в развитии дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Иноземцева (УИ 52163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД