Людмила Рыженкова
Консультация «Сказкотерапия для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький ребёнок полон любопытства, жизнерадостности и оптимизма. Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.
Сказка в определё нной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
- потребность в автономности (в каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь на самого себя, на свои собственные силы);
Публикация «Консультация „Сказкотерапия для детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- потребность в компетентности (герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становиться победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
- потребность в активности (герой всегда активен, находится в действии).
С персонажами сказок дети учатся отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость.
В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт, развязка.
Сказка только тогда становиться терапевтической, когда ребёнок отожествляется с её героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребёнку упорядочить его внутренний мир.
Смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Сознание ребёнка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное : ребёнок сочувствует сказочному герою, отожествляет себя с ним и даже, когда узнаёт свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит услышанному и задаёт нужную программу изменений в поведении.
Для того чтобы сказка обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие необходимо придерживаться определённых правил её создания:
1. Сказка должна быть идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребёнок смог бы «увидеть» возможность нового выбора.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности.
- начало сказки, встреча с её героями;
-герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом;
-сказка меняет направление, чтобы показать, в чём состоит решение проблемы и как это делают герои сказки;
-развязка (герой, совершивший плохой поступок – наказан; герой, который проходит, через все испытания, проявляя свои лучшие качества – вознаграждён);
-мораль (герои сказок извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально меняется).
Лучше сказки рассказывать, а не читать, это позволяет создать атмосферу эмоциональной близости. Необходимо создать подходящую обстановку. Взрослый и ребёнок сидят рядом. Педагог слегка прижимает ребёнка. Рассказчик говорит спокойным, «глубоким» голосом.
Если ребёнок просит рассказать одну и ту же сказку многократно, наберитесь терпения и исполните его просьбу, значит она помогает ему важные для себя вопросы и решать актуальные для него проблемы.
Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после её окончания. Дайте ребёнку время погрузится в метафорический мир и отожествлять себя с персонажами и событиями придуманного мира.
Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребёнка, случаи из жизни родителей или практики психолога и специально продуманные темы.
Не перегружайте ребёнка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил интерес к ним.