Татьяна Петрова
НОД по формированию лексико-грамматической системы языка «Собираем урожай в деревне» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – организованная образовательная деятельность
по формированию лексико – грамматической системы языка
в старшей группе
Познавательно – речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цели:
Образовательная:
Публикация «НОД по формированию лексико-грамматической системы языка „Собираем урожай в деревне“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- формировать и расширять у детей семантическое поле «Овощи, фрукты»;
Развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;
- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: мешочки с муляжами овощей и фруктов, 2 корзины, карточки к играм: «Собираем урожай», «Сравни по образцу», «Подбери антонимы», «Обед», «Четвертый лишний», «Посчитай», «Помоги Степе», мяч, кукла – би-ба-бо – бабушка, листочки, музыкальное сопровождение.
Содержание организованной деятельности детей:
Дети входят в группу, встают полукругом
Педагог: Здравствуйте, ребята. Хотите отправиться в гости к бабушке в деревню. Тогда отправляемся. Пока мы с вами едем, я вам приготовила мешочки с сюрпризом. Хотите узнать, что там. Подходите, берите и на ощупь определите, что там лежит. Если отгадаете, то мы с вами быстро доберемся до деревни.
Дети: У меня банан, у меня помидор, у меня морковь, капуста, апельсин, персик, огурец, чеснок, яблоко, виноград.
Педагог: Молодцы, все отгадали и мы приехали. На улице какое время года?Что осенью делают? И мы с вами собрали урожай чего?
Дети: фруктов и овощей.
Педагог, на руке перчатка - бабушка: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть у меня в деревне. Мне нужны помощники, помогите разложить ваши овощи и фрукты по корзинам – в правой будут лежать овощи, в левой - фрукты. Но не просто надо положить, а описать их, чтобы вам было легче рассказывать у меня для вас подсказки.
(дети составляют описательный рассказ об овощах, фруктах по пиктограммам)
Бабушка: Ребята, но у меня не весь урожай собран, помогите мне собрать весь урожай. Но надо его не просто собрать, а рассортировать. В большую корзинку – большие фрукты, овощи, в маленькую корзинку – маленькие.
Игра «Большой, маленький» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе.
Бабушка: Какие у меня помощники. А расскажите мне, как вы убирали овощи и фрукты?
Игра «Собираем урожай» - образование формы винительного падежа существительных. Подобрать овощи, фрукты к лопате – выкапывают, нож – срезаем, выдергиваем - человек наклонен, срывают - ладошки
Свеклу выкапываем, огурцы срываем,
картошку – выкапываем, капусту срезают,
яблоки – срываем, чеснок - выдергиваем, помидоры – срываем, баклажан – срезаем,
Бабушка: Ой, вижу, вы устали, давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Огород»
Развитие мелкой моторики – координация речи с движением:
Мы пришли в огород, Идут пальчиками по столу
Что тут только ни растет: Сжимаем, разжимаем кулачки
Тыква, репка и чеснок, Делаем колечки
Лук, капуста, кабачок,
Помидор и огурец.
Вот хозяин молодец! Хлопаем в ладошки
Бабушка: А давайте сравним овощи и фрукты.
Игра «Сравни по образцу» - образование сравнительной степени прилагательных (на столе лежат картинки с двумя предметами)
Капуста большая, а тыква больше.
Кабачок зеленый, а огурец зеленее.
Картофель твердый, а тыква тверже.
Редис мелкий, а горох мельче.
Горох вкусный, а кукуруза вкуснее.
Яблоко сладкое, а груша слаще.
Апельсин кислый, а лимон кислее.
Банан мягкий, а слива мягче.
Бабушка: А где собирают фрукты?
Дети: Во фруктовом саду
Бабушка: Осенью деревья сбрасывают листья, и весь наш сад усыпан листочками. Давайте соберем их.
Упражнения на дыхание «Сдуй с ладошки листочки»-формирование воздушной струи
(на ковре лежат листочки, под музыку дети поднимают листочки и сдувают с ладошки)
Бабушка: Мы с вами сравнили овощи и фрукты, а теперь расскажите, чем они отличаются?.
Игра «Скажи наоборот»
Лимон кислый, а груша сладкая.
Огурец шершавый, а баклажан гладкий.
Помидор мягкий, а репка твердая.
Чеснок горький, а морковь сладкая.
Яблоко круглое, а банан овальный.
Слива темная, а персик светлый.
Бабушка: Ребята, пора готовить обед. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его.
Игра «Обед»- образование относительных прилагательных.
Из гороха можно приготовить, какой суп? - Гороховый.
Из картофеля можно приготовить, какое пюре? – Картофельное.
Из капусты можно приготовить, какие котлеты? – Капустные.
Из моркови можно приготовить, какую запеканку? – Морковную
Из свеклы можно приготовить, какой салат? – Свекольный
Бабушка: Обед у нас вкусный получился. Я хочу вас еще угостить
Угощайтесь. (дети берут карточки).
Сок гранатовый варенье вишневое компот мандариновый
Сок томатный варенье абрикосовое компот сливовый
Ватрушка с лимонной начинкой
Ватрушка с грушевой начинкой
Пирог с яблочным повидлом
Пирог с ананасовым повидлом
Бабушка: Пока вы кушали, я что – то здесь перепутала. Помогите мне, найдите лишнее
Игра «Четвертый лишний»
Баклажан, тыква, картофель, капуста (лишний картофель, потому что он растет в земле, а все остальные овощи над землей)
Яблоко, груша, клубника, слива (клубника – это ягода)
Огурец, картошка, свекла, морковка (огурец)
Баклажан, капуста, помидор, тыква (баклажан – овальный)
Салат, огурец, помидор, кабачок (помидор – красный)
Баклажан, картошка, тыква, огурец (тыква – круглая)
Мандарин, слива, вишня, виноград (виноград это ягода)
Бабушка: Как хорошо, что вы приехали и помогли мне собрать урожай. Я приготовила вам подарки. Расскажите, что, где и сколько лежит?
Игра «Посчитай» - образование формы творительного падежа существительных и согласование количественных числительных с существительными,развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета).
Корзина с 3 грушами Кувшин с 5 лимонами
Стакан с 1 апельсином Ведро с 7 свеклами
Ящик с 9 огурцами Тарелка с 2 помидорами
Бабушка: Вам пора домой, а пока вы поедете обратно, я вам загадаю загадку. Загадка у меня не простая. Вот картинка нужно помочь мальчику Степе найти на картинке овощи и разукрасить их.
Игра «Помоги Степе» - развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи
Организация окончания
Педагог: Вот мы с вами и дома, давайте вспомним, что мы делали в деревне, что вам больше всего понравилось
Дети: Мы вспомнили овощи, фрукты, какие они бывают, где растут, как их собирают, мы их считали, рассказывали о них, готовили обед, сравнивали овощи и фрукты, находили лишние овощи и фрукты.