Людмила Хрящева
Социально-личностная зрелость детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития системы образования
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «Социально-личностная зрелость», как предмет психолого-педагогических исследований на современном этапе развития
системы образования
В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы.
Публикация «Социально-личностная зрелость детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития системы образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Вместе с бесспорными прогрессивными тенденциями в обществе наблюдаются и негативные явления. Исчезает живое общение, снижается уровень социальной грамотности подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности - добро, справедливость, человечность - зачастую отодвигаются на второй план. Высшей ценностью всё чаще становятся деньги, ради получения которых часть общества использует любые средства. Победное шествие информационных гаджетов заслонило от молодёжи и, что самое печальное, от детского сообщества, книгу.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Эти факты приводят к дефициту культуры общения в детской среде, доброты и внимания друг к другу, к конфликтам, к отсутствию действительно ценностного отношения к себе, людям и окружающему миру.
В сложившейся ситуации педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, конфликтность, эмоциональная глухота по отношению к ближним, объектам национального достояния и т. п.
Несмотря на планирование педагогами задач по социально-личностному развитию, приходится говорить о неумении части старших дошкольников сотрудничать попарно или в группах, решать коллективные задачи.
Имея некоторый запас знаний о социальном мире, правилах общения и взаимодействия, дошкольники зачастую не могут адекватно проявить в повседневной жизни социально значимые качества.
Подобные явления происходят от несформированности осознанного отношения к себе, другим людям, дружбе, семье, Родине, мире и, как следствие, несформированности поведенческих проявлений.
Современная государственная политика РФ в области образования направлена на гуманизацию воспитания подрастающего поколения и отражена в федеральном законе «Об образовании», о чём заявлено в статье 2 главы I закона.
Так, основным принципом признаётся «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
Одним из требований к основной общеобразовательной программе (Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23.11.2009) определено, что она должна быть направлена на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В этом документе определена специальная образовательная область «Социализация», направленная на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, а также описаны личностные качества, которыми должен овладеть ребё нок на выходе из детского сада:
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» определило четыре основных приоритета развития детей и относит к основным задачам дошкольного образовательного учреждения наряду с другими «обеспечение социально-личностного развития воспитанников», независимо от вида образовательного учреждения.
Таким образом, государственная образовательная политика на современном этапе в качестве приоритетных ставит задачи социально- личностного характера, придавая тем самым весомость процессу формирования социально адаптированной личности ребёнка, в том числе на дошкольной ступени образования.
Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социального самостоятельного контакта с разными сторонами жизни, проявления личностных качеств.
Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного социального опыта - вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению в новый социальный статус.
Из этого следует, что возрастной потенциал человека, в данном случае, ребёнка-дошкольника, не может быть реализован при отсутствии соответствующей социально-личностной зрелости.
Актуальным становится поиск технологий, средств, методов социально-личностного развития старших дошкольников, формирующих умение ценить окружающий мир и людей, анализировать социальные проявления и действовать с опорой на собственные знания и опыт, что в конечном итоге обеспечивает успешное вхождение ребёнка в социум.
Таким образом, являясь приоритетным, социально - личностная зрелость детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
К социально - личностной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.
Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и
возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.
Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.