Получи документы

Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»

Людмила Саттарова
Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»

«Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»

УДК

Л. В. Саттарова

студентка ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

г. Сибай,РФ

E-mail : mila_sattarova@mail.ru

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Публикация «Консультация „Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальностью данной темы является то, что семья – это главная ячейка общества в котором и происходит формирование и развитие личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми - это отсутствие любви и негативное отношение к своему ребенку в семье, и в первую очередь это относится к матери.

На основании вышесказанного, актуальностью является необходимость в изучении психологической и социально – психологической литературы для дальнейшей работы с детьми и семьей для выявления и предотвращения насилия над детьми.

Цель: изучить, рассмотреть и применить все эффективные диагностики, проективные методики и методы исследования семьи и детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

- социологические–опрос (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент;

- психологические – диагностика, психоанализ, ролевая игра);

- статистические – тестирование, интервьюирование;

- обобщение и систематизация.

На протяжении всей своей исследовательской работы я получила результат, который говорит о том, что в семьях моих воспитанников присутствует жестокость в обращении с детьми, причем разных по своей форме.

Вывод: Для решения глобальной проблемы по моей теме необходимо своевременное проведение мероприятий специалистами комплексной работы с родителями, и с каждым ребенком по предупреждению и профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Только совместными усилиями детского сада и семьи мы добьемся хороших результатов социально – педагогической профилактики жестокого отношения в семье с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова:

Жестокое обращение, социально-педагогическая профилактика, дошкольный возраст, семья, дети, родители, социально- психологическая проблема.

Насилие в семье – большая социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, на протяжении многих лет, это явление достаточно распространенное во всех слоях населения и по всему миру.

И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все стороны его развития, оно накладывает отпечаток на умственное и физическое здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].

Семьи, в которых имеет место жестокому обращению родителей с детьми, в дальнейшем эти люди проявляют себя, как малообразованных, социально не приспособленных к жизни, без каких либо навыков и умений работать, создавать полноценную семью, быть хорошими родителями.

Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому неотъемлемой частью в работе специалистов является ранняя стадия выявление первых признаков жестокого обращения с детьми в семье - это первый и главный этап профилактики девиантного поведения детей.

Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в трудах А. В. Овчаровой, К. А. Лиманской, Т. Я. Сафоновой, Л. С. Алексеевой, Т. М. Журавлевой, Е. И. Цымбал, И. Н. Григоровича и др.

Выделяют следующие социальные формы жестокого обращения :

физическое, эмоциональное (психологическое,сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка. Причинами возникновения насилия в семье над детьми исследователи выделяют такие, как:

1. Социально – экономические, которые подразумевают низкое материальное положение, плохие жилищные условия, безработица. Все эти показатели приводят к стрессу родителей (или лиц их заменяющих, а в дальнейшем к жестокому обращению с ребенком.

2. Психологические факторы, это такие как алкоголизм, наркомания, отрицательный опыт родителей, которые сами пережили насилие в детстве, также отсутствие знаний в воспитании детей. Практика показывает, что в большей степени жертвами насилия становятся дети, рожденные от нежеланной беременности, дети с психическими и физическими отклонениями, а также гиперактивные. Современное технологии в области ТВ, также говорят и показывают нам о том, что насилие допустимо для разрешения конфликтов[21. с. 28]. Любое из существующих видов насилия в дальнейшей жизни отрицательно сказывается на личности ребенка.

И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребенка, оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].

Насилие ожесточает человека, дегуманизирует его, ослабляет его чувствительность к человеческим страданиям, делает его способным жить по принципу: «Цель оправдывает средства» [11, с. 35].

Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отставленными эффектами травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции [14; 15].

Особое внимание специалистов при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, заслуживает метод «Терапия материнской любовью», направленный на психосоматическую коррекцию состояния ребенка, которая разработана выдающимся отечественным детским психиатром Б. З. Драпкиным.

В процессе своей работы я на базе МКДОУ, в РС (Я) п. Ыллымах, в малокомплектном детском саду «Багульник», разновозрастная группа, дети с 2-7 лет, провела наблюдение за детьми. Это дети с 5-6 лет (4ребенка) и с 6-7 лет (3ребенка) с целью выявления жестокого обращения с детьми в семье. В процессе наблюдения и проведения диагностик, проективных методик, а также проведены беседы и анкетирование, которые позволили мне выявить признаки и формы жестокого обращения с ребенком в семье.

В группе 11 детей. И по итогам, полученным в результате проведенных мною различных методик и диагностик, также наблюдая детей в сюжетно-ролевой игре, 36% дети, к которым применяют различные формы жестокого обращения или это семьи, имеющие проблемы в детско - родительских отношениях. Учитывая то, что в моей группе выявлены несколько видов жестокого обращения (физическое насилие, эмоциональное, пренебрежение нуждами ребенка, я составила план работы, программу социально-педагогической профилактики по предотвращению жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста. Остальные дети в группе (64%, на сегодняшний день к счастью не попадают ни в одну из форм насилия над ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод: изучив в полном объеме литературу необходимо на ранней стадии выявить неблагополучные семьи и семьи с низким уровнем дохода; провести профилактическую беседу с родителями, входящими в группу риска; подключить всех необходимых специалистов и совместно с работниками детского сада составить план работы, программу, что способствует снижению случаев жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Л. С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 42.

2. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / под ред. – М. : Университетская книга, 2001. – 128 с.

3. С. А. Беличева «Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия» Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006.- №2. – 60-61с.

4. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и кор- рекция / И. А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 586 c.

5. Фурманов И. А. «Жестокое обращение с детьми в семье» - 2007.- 63 с.

© Л. В. Саттарова, 2018

Прикреплённые файлы:

prezentacija_034be.pptx | 165,71 Кб
 
Публикации по теме:

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формы и последствия жестокого обращения Родительское собрание, посвященное дню правовой помощи детям «Детская слезинка. Формы и последствия жестокого обращения с детьми». Цель:.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения» Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей,.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Профилактика жестокого обращения с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье Как ни прискорбно это оговаривать, но сейчас тема жестокого обращения с детьми настолько актуальна в наше время, что находится на пике и.

Презентация «Профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми» Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей или других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью.

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема Арапова Ю. В. педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь arapova.iu.v@yandex.ru Аннотация: В статье раскрывается.

Формы жестокого обращения с детьми Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В настоящее время уже никто, вероятно, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 09:06
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД