Лучший педагог года 2022

Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»

Людмила Саттарова
Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»

УДК

Л. В. Саттарова

студентка ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

г. Сибай,РФ

E-mail : mila_sattarova@mail.ru

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Актуальностью данной темы является то, что семья – это главная ячейка общества в котором и происходит формирование и развитие личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми - это отсутствие любви и негативное отношение к своему ребенку в семье, и в первую очередь это относится к матери.

На основании вышесказанного, актуальностью является необходимость в изучении психологической и социально – психологической литературы для дальнейшей работы с детьми и семьей для выявления и предотвращения насилия над детьми.

Цель: изучить, рассмотреть и применить все эффективные диагностики, проективные методики и методы исследования семьи и детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

- социологические–опрос (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент;

- психологические – диагностика, психоанализ, ролевая игра);

- статистические – тестирование, интервьюирование;

- обобщение и систематизация.

На протяжении всей своей исследовательской работы я получила результат, который говорит о том, что в семьях моих воспитанников присутствует жестокость в обращении с детьми, причем разных по своей форме.

Вывод: Для решения глобальной проблемы по моей теме необходимо своевременное проведение мероприятий специалистами комплексной работы с родителями, и с каждым ребенком по предупреждению и профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Только совместными усилиями детского сада и семьи мы добьемся хороших результатов социально – педагогической профилактики жестокого отношения в семье с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова:

Жестокое обращение, социально-педагогическая профилактика, дошкольный возраст, семья, дети, родители, социально- психологическая проблема.

Насилие в семье – большая социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, на протяжении многих лет, это явление достаточно распространенное во всех слоях населения и по всему миру.

И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все стороны его развития, оно накладывает отпечаток на умственное и физическое здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].

Семьи, в которых имеет место жестокому обращению родителей с детьми, в дальнейшем эти люди проявляют себя, как малообразованных, социально не приспособленных к жизни, без каких либо навыков и умений работать, создавать полноценную семью, быть хорошими родителями.

Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому неотъемлемой частью в работе специалистов является ранняя стадия выявление первых признаков жестокого обращения с детьми в семье - это первый и главный этап профилактики девиантного поведения детей.

Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в трудах А. В. Овчаровой, К. А. Лиманской, Т. Я. Сафоновой, Л. С. Алексеевой, Т. М. Журавлевой, Е. И. Цымбал, И. Н. Григоровича и др.

Выделяют следующие социальные формы жестокого обращения :

физическое, эмоциональное (психологическое,сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка. Причинами возникновения насилия в семье над детьми исследователи выделяют такие, как:

1. Социально – экономические, которые подразумевают низкое материальное положение, плохие жилищные условия, безработица. Все эти показатели приводят к стрессу родителей (или лиц их заменяющих, а в дальнейшем к жестокому обращению с ребенком.

2. Психологические факторы, это такие как алкоголизм, наркомания, отрицательный опыт родителей, которые сами пережили насилие в детстве, также отсутствие знаний в воспитании детей. Практика показывает, что в большей степени жертвами насилия становятся дети, рожденные от нежеланной беременности, дети с психическими и физическими отклонениями, а также гиперактивные. Современное технологии в области ТВ, также говорят и показывают нам о том, что насилие допустимо для разрешения конфликтов[21. с. 28]. Любое из существующих видов насилия в дальнейшей жизни отрицательно сказывается на личности ребенка.

И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребенка, оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].

Насилие ожесточает человека, дегуманизирует его, ослабляет его чувствительность к человеческим страданиям, делает его способным жить по принципу: «Цель оправдывает средства» [11, с. 35].

Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отставленными эффектами травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции [14; 15].

Особое внимание специалистов при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, заслуживает метод «Терапия материнской любовью», направленный на психосоматическую коррекцию состояния ребенка, которая разработана выдающимся отечественным детским психиатром Б. З. Драпкиным.

В процессе своей работы я на базе МКДОУ, в РС (Я) п. Ыллымах, в малокомплектном детском саду «Багульник», разновозрастная группа, дети с 2-7 лет, провела наблюдение за детьми. Это дети с 5-6 лет (4ребенка) и с 6-7 лет (3ребенка) с целью выявления жестокого обращения с детьми в семье. В процессе наблюдения и проведения диагностик, проективных методик, а также проведены беседы и анкетирование, которые позволили мне выявить признаки и формы жестокого обращения с ребенком в семье.

В группе 11 детей. И по итогам, полученным в результате проведенных мною различных методик и диагностик, также наблюдая детей в сюжетно-ролевой игре, 36% дети, к которым применяют различные формы жестокого обращения или это семьи, имеющие проблемы в детско - родительских отношениях. Учитывая то, что в моей группе выявлены несколько видов жестокого обращения (физическое насилие, эмоциональное, пренебрежение нуждами ребенка, я составила план работы, программу социально-педагогической профилактики по предотвращению жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста. Остальные дети в группе (64%, на сегодняшний день к счастью не попадают ни в одну из форм насилия над ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод: изучив в полном объеме литературу необходимо на ранней стадии выявить неблагополучные семьи и семьи с низким уровнем дохода; провести профилактическую беседу с родителями, входящими в группу риска; подключить всех необходимых специалистов и совместно с работниками детского сада составить план работы, программу, что способствует снижению случаев жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Л. С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 42.

2. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / под ред. – М. : Университетская книга, 2001. – 128 с.

3. С. А. Беличева «Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия» Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006.- №2. – 60-61с.

4. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и кор- рекция / И. А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 586 c.

5. Фурманов И. А. «Жестокое обращение с детьми в семье» - 2007.- 63 с.

© Л. В. Саттарова, 2018

Прикреплённые файлы:

prezentacija_034be.pptx | 165,71 Кб
 
Публикации по теме:

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формы и последствия жестокого обращения Родительское собрание, посвященное дню правовой помощи детям «Детская слезинка. Формы и последствия жестокого обращения с детьми». Цель:.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения» Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей,.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Профилактика жестокого обращения с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье Как ни прискорбно это оговаривать, но сейчас тема жестокого обращения с детьми настолько актуальна в наше время, что находится на пике и.

Презентация «Профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми» Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей или других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью.

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема Арапова Ю. В. педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь arapova.iu.v@yandex.ru Аннотация: В статье раскрывается.

Формы жестокого обращения с детьми Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В настоящее время уже никто, вероятно, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 09:06
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 февраля. День хвоста на МААМ

Сегодняшний праздник посвящен такой важной части тела животных как хвост. «Каждая лиса свой хвост нахваливает» — эта поговорка подчеркивает тот факт, что хвост не просто украшение, а любой хвост для...

6 февраля. День кактусов на МААМ

 Сегодняшний праздник посвящен украшению пустыни, необычным цветковым растениям — кактусам. Эти колючие красавцы не боятся палящего солнца, они как верблюды могут долго обходиться без воды и помогают...


Горячие темочки