Получи документы

Формы и последствия жестокого обращения

Варвара Трофимова
Формы и последствия жестокого обращения
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание, посвященное дню правовой помощи детям

«Детская слезинка. Формы и последствия жестокого обращения с детьми».

Цель: Познакомить родителей с понятием «жестокое обращение с детьми», его формами последствиями для психологического и физического состояния детей.

Оборудование: презентация, видеоролик «Берегите своих детей, их за шалости не ругайте»

Слайд 1

Публикация «Формы и последствия жестокого обращения» размещена в разделах

Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет “естественные” детерминанты, обусловленные специфическими характеристиками самих семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, девиантное и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи. Такое понимание насилия против детей напрямую связано с достаточно ограниченным представлением о том, что же на самом деле следует считать жестоким обращением с детьми.

Слайд 2

Жестокое обращение с детьми

«Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Слайд 3

Какие существуют формы жестокого обращения с детьми?

физическое насилие;

сексуальное насилие (или развращение);

психическое (эмоциональное) насилие;

пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость).

Слайд 4

Физическое насилие

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Слайд 5

Как можно распознать физическое насилие?

На теле ребенка множественные синяки, ссадины, отпечатки пальцев, ожоги, рваные раны; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;

На голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения (на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется кровоизлияниями под оболочкой головного мозга без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Задержка физического развития: отставание в весе и росте, обезвоживание (для грудных детей);

Признаки плохого ухода (неопрятный внешний вид, сыпь);

Слайд 6

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

У детей в возрасте 1,5 – 3 лет проявляются следующие особенности поведения:

боязнь родителей, взрослых;

боязнь физического контакта (прикосновений) со взрослыми;

постоянная беспричинная настороженность;

плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.

Слайд 7

У детей в возрасте 3 – 6 лет проявляются следующие особенности поведения:

пассивная реакция на боль;

болезненное отношение к замечаниям, критике;

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

негативизм, агрессивность;

лживость, воровство;

жестокость по отношению к животным;

склонность к поджогам.

Особенности поведения родителей или опекунов, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

обвинение в травмах самого ребенка;

неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

понимание, отсутствие ласки и эмоциональный поддержки в обращении с ребенком;

обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

рассказы о том, как их наказывали в детстве;

признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.);

Слайд 8

Сексуальное насилие или развращение.

Под сексуальным насилием понимается - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Сексуальное насилие или совращение следует рассматривать как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка.

Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:

мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;

сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;

мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком, а также принуждение ребенка к раздеванию

вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете.

Слайд 9

Особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

ночные кошмары;

страхи;

несвойственные сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

открытая мастурбация;

беспричинные нервно-психические расстройства.

Слайд 10

Психическое (эмоциональное) насилие.

Периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся :

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

оскорбление и унижение его достоинства;

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму

В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка. Психологическая травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним.

Слайд 11

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

задержка физического и умственного развития;

нервный тик, заикание;

энурез;

печальный вид;

беспокойство или тревожность;

нарушение сна;

длительно сохраняющееся подавленное состояние;

чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

угрозы или попытки самоубийства;

нарушение аппетита.

Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.

Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — так называемый «комплекс неполноценности». Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.

Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

Слайд 12

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми

нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

постоянное сверхкритичное отношение к нему;

негативная характеристика ребенка;

отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку

Слайд 13

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)

Отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:

отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Слайд 14

Особенности внешнего вида, симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

утомленный, сонный вид, опухшие веки;

санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

повторные повреждения от случайных травм отравлений.

Слайд 15

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

постоянный голод или жажда;

кража пищи;

стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

требование ласки и внимания;

подавленное настроение, апатия, пассивность;

агрессивность и импульсивность;

неумение общаться с людьми, дружить;

неразборчивое дружелюбие;

мастурбация;

низкая самооценка;

делинкветное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма.

Слайд 16

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми.

Социальные проблемы семьи:

неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

семьи с приемными детьми;

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

семьи с финансовыми трудностями;

использование физического или психического насилия в качестве наказания;

юные родители (17 лет и моложе) с несформированными родительскими навыками;

низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

статус беженцев.

Слайд 17

Состояние психического здоровья и поведение родителей, других членов семьи:

психические заболевания (психоз, депрессия);

критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения);

умственная отсталость;

недостаточный самоконтроль или импульсивность;

наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Слайд 18

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты, а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34)

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)

Семейный кодекс гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)

немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании»

утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5)

предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребенка (ст. 56)

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Слайд 19

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. •

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Слайд 20

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Слайд 21

Также в заключении хочется привести 4 заповеди мудрого родителя:

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине, нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Слайд 22

Помните, что ребёнок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

«Ребенок больше всего нуждается в любви как раз тогда, когда он её не заслуживает». Эрма Бамбек.

Просмотр видеоклипа «Берегите своих детей»

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия.

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовила воспитатель группы № 2 Николаева С. О. Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер - класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Профилактика жестокого обращения с детьми .

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема Арапова Ю. В. педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь arapova.iu.v@yandex.ru Аннотация: В статье раскрывается.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и последствия жестокого обращения
Опубликовано: 1 марта 2019 в 04:29
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и последствия жестокого обращения» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Трофимова (УИ 1421541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД