Марина Колыганова
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: Расширять перспективы развития поиско-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и творческие действия; воспитывать у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.
Планируемые результаты: в ходе экспериментальных действий ребенок умеет преобразовывать объекты неживой природы (воду и воздух) и определять их свойства и качества; у детей формируется диалектическое мышление, т. е. способность видеть взаимосвязь и взаимозависимость объектов исследования (воды и воздуха); ребенок умеет работать в коллективе, активно взаимодействует с педагогом и со сверстниками; интересуется исследовательской работой во время проведения опытов.
Публикация «„Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!“ НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Оборудование: 2 пластиковые бутылки – пронумерованы- с водой (с краской на крышках, пластиковые стаканы с водой по количеству детей, 2 платка, аромамасло апельсина, палитры с красками и пластиковые ложки, фланелеграф, цветные карточки, два пакета с воздухом и водой, султанчики, флажки, ленточки, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, целлофановый пакет, кусочки поролона, земли, дерева, глины, бутылка с газированной водой, кусочки пластилина, комнатное растение в полиэтиленовом пакете.
Воспитатель (надевая белый халат) : Ребята, как вы думаете, люди какой профессии носят белые халаты?
Дети: Врачи носят белые халаты.
Воспитатель: Верно. А чем занимаются врачи?
Дети: Врачи лечат больных людей, животных.
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами врачи. Сегодня у нас необычный пациент. Очень странный больной.
(Воспитатель показывает детям комнатное растение, завернутое в полиэтиленовый пакет)
Воспитатель: Посмотрите, какой больной вид у нашего пациента.
(Дети рассматривают растение и дают ему описание)
Воспитатель: Какое лекарство поможет вылечить это растение? Давайте отправимся в научную лабораторию № 1, чтобы найти это чудо-лекарство.
Звучат «Звуки природы - вода».
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как журчит вода, льет дождь.
Воспитатель: Река, море, дождь, ручей, водопад…Как одним словом назвать все это.
Дети: Это вода.
(Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены: 2 пронумерованные бутылки с водой (с краской на крышках, пластиковые стаканы с водой по количеству детей, 2 платка, аромамасло).
Воспитатель: Ребята, давайте определим, какая по температуре вода в ваших стаканах. (Дети самостоятельно определяют качество воды – теплая и холодная)
Артикуляционная гимнастика «Вода»
Холодная вода : дети произносят звук «с-с-с», теплая вода – звук «ш-ш-ш».
Воспитатель: Ребята, давайте сравним воду в бутылках под номерами 1 и 2. Вода имеет цвет? Какая она по цвету?
Дети: Вода в этих бутылках одинаковая, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Я не волшебник, но я знаю один фокус.
(Воспитатель вызывает двух детей для опыта и надевает им на голову чалму. Первый ребенок накрывает бутылку платком и встряхивает – вода окрашивается в красный цвет. Второй ребенок тем же способом окрашивает воду в желтый цвет.)
Дети: Один, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
Пять, четыре, три, два, один – что в бутылке поглядим.
Воспитатель: Имеет ли запах вода?
Дети: Нет, вода не пахнет
Воспитатель: Вода не только может изменять цвет, но и запах.
(Воспитатель вместе с ребенком с помощью аромамасла апельсина изменяет запах воды).
Воспитатель: Что изменилось? Появился запах? Он вам знаком? Какой фрукт имеет этот запах? Какого цвета этот фрукт? Какие цвета надо смешать, чтобы получился оранжевый цвет?
Воспитатель: Пройдем в лабораторию № 2.
(На столах палитры с красками, стаканы с водой и ложки)
Воспитатель: Ребята, вам надо смешать любые два цвета, и вы уведите, какой цвет у вас получился.
(Дети самостоятельно выполняют задание)
Воспитатель: Расскажите с помощью цветных карточек, как вы получили свой цвет.
(Дети самостоятельно выполняют задание на фланелеграфе)
Воспитатель: Человек может изменять качества воды: делать ее цветной, придавать ей запахи, изменять ее температуру. Итак, мы не только можем услышать воду, мы можем видеть ее и чувствовать ее запахи. А для чего человеку нужна вода?
Дети: Человеку нужна вода, чтобы пить, готовить еду, мыться, поливать растения…
Воспитатель: Посмотрите, кто прилетел к нам.
Дети: Это снегирь.
Воспитатель: Давайте поиграем с птичкой.
Физкультминутка «Снегирек».
Сел на ветку снегирек, Махи руками- «крылышками»
Брызнул дождик – он промок. Махи кистями рук, обхватить себя руками.
Ветерок подуй слегка, Махи руками над головой
Обсуши нам снегирька. Круговые движения руками.
Звучат «Звуки природы - ветер».
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как шумит ветер.
Воспитатель: Правильно, этот звук получается тогда, когда воздух начинает быстро двигаться. В природе это явление называется ветром. Вы тоже можете сделать свой ветер.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
(Воспитатель подводит детей ко второму столу, на котором расположены два пакета с воздухом и водой, султанчики, флажки, ленточки, трубочки для коктейля, стаканчики с водой).
Воспитатель: С помощью предметов докажите, что вокруг нас есть воздух.
( Дети самостоятельно проводят опыт: дуют на султанчики, ленточки и флажки, надувают целлофановый пакет).
(Воспитатель показывает два пакета).
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что находится внутри пакетов?
Дети: В одном пакете находится вода, а в другом воздух.
Воспитатель: Вода и воздух имеют цвет?
Дети: Они бесцветные.
Воспитатель: А что легче вода или воздух?
(Воспитатель предлагает 2-3 детям взвесить на руках пакеты и ответить на вопрос)
Воспитатель: Пройдем в лабораторию № 3.
Даже в воде есть воздух. ( Дети самостоятельно проводят опыт: дуют в трубочку, конец которой опущен в воду).
Воспитатель: Но воздух есть и в других предметах.
(Воспитатель предлагает детям опустить в емкости с водой кусочки поролона, земли, дерева, глины и наблюдают за выделением воздушных пузырьков).
Воспитатель: Посмотрите, как вода вытеснила воздух из твердого тела. Какими стали предметы?
Дети: Тяжелыми, мокрыми.
Воспитатель: А теперь будьте внимательны. В одной бутылке простая вода, а в другой газированная. Я бросаю кусочки пластилина в бутылку с простой водой. Что происходит?
Дети: Пластилин тонет.
Воспитатель: А теперь бросаем пластилин в бутылку с газированной водой. Что происходит?
Дети: Пластилин поднимается вверх и опускается.
Воспитатель: Пузырьки воздуха выталкивают пластилин из воды. А когда пузырьки воздуха выходят их воды, пластилин снова падает на дно.
Воспитатель: Для чего нужен воздух человеку?
Дети: Человек дышит воздухом…
Итоги:
Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?
Дети: Мы проводили опыты с водой и воздухом.
Воспитатель: Какие лекарства мы пропишем нашему больному, чтобы он быстрее выздоровел?
Дети: Нашему больному нужен воздух и вода.
(Дети снимают пакет с растения и поливают его водой).