Валентина Апыхтина
Ознакомление с неживой природой: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с неживой природой :
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цели занятия:
1. Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
2. Познакомить с видами закаливания - купание в воде зимой, обливание холодной водой.
3. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
5. Развивать логическое мышление.
Публикация «Ознакомление с неживой природой: „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья“,» размещена в разделах
- Неживая природа
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
6. Активизировать речь детей.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации, карточки. Сказка «О микробах».
Предварительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», загадки о неживой природе (солнце, воздух и т. д.).
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Ребята, наши занятия необычны, их можно назвать «Азбукой здоровья» или ЗОЖ. На этих занятиях вы узнаете еще больше о себе, об особенностях своего организма, как заботиться о своем здоровье, чтобы расти крепкими и закаленными. Как уберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое. Давайте отправимся в путешествие по удивительной стране «Источник здоровья». В этой стране много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы это узнаем. Почему вы идёте на улицу, а не сидите дома?
Дети: Нужен свежий воздух.
Воспитатель: Правильно! Вот он первый доктор - Доктор Свежий воздух (показывает карточку) .
Воспитатель: А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
Дети: Вода.
Воспитатель: Да! Это Доктор Вода (показывает карточку) .
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»(сгибают и разгибают пальчики, закрепляют части суток)
Солнышко просыпается (утро)
Лучики расправляет (день)
Лучики собирает (вечер)
И засыпает (ночь)
Воспитатель: Вот и третий - доктор «Солнце».
Дети повторяют за воспитателем: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Воспитатель: Природа подарила людям ещё и других докторов: доктор упражнения, доктор здоровая пища, доктор отдых, доктор любовь. Будем дружить с ними? Они помогут попасть нам в страну «Источника здоровья». Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, сгорбившись, с кривым позвоночником.
Пословицы
«Береги платье снову, а здоровье смолоду».
«Здоровью цены нет»
«Здоровье не купишь, его разум дарит».
Воспитатель: Сегодня поговорим об одном из докторов, а о каком из них догадайтесь из загадки: «Льётся, бежит, в кране журчит?»
Дети: Вода.
Воспитатель: Да, вы правильно отгадали это Доктор Вода. В путь-дорогу собирайся. За здоровьем отправляйся!
Несколько детей выходят с картинками животных:
Первый ребенок: Это КОШКА, она вылизывает себя языком, умывается лапкой.
Второй ребенок: Это СЛОН, он из хобота обливает себя водой или весь заходит в воду.
Третий ребенок: Это ОБЕЗЬЯНЫ, они чистят друг друга.
Четвертый ребенок: Это БУРЫЕ МЕДВЕДИ, они часто купают медвежат в воде, держа их за шкирку. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются (имитация умывания животных).
Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Мойдодыр» (чтение отрывка стихотворения) .
Воспитатель: Зачем животные купаются и чистят своё тело? Дети: Чтобы быть чистыми.
Воспитатель: А зачем моется человек?
Дети: Чтобы быть чистым, опрятным.
Воспитатель: Почему плохо быть грязнулей? Где больше всего скапливается грязи на теле? Как вы заботитесь о чистоте тела?
Дети: Умываемся и т. д.
Оздоровительная минутка
1. потянуться 1-2 раза
2. сесть ровно и спокойно подышать отдохнуть
3. остановить бег мыслей в голове
4. сказать добрые слова друг другу
5. помассировать пальцы.
Воспитатель: А сейчас ДОКТОР ВОДА вам даст мудрые советы:
• Раз в неделю мойся основательно
• Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши холодной водой.
• Каждый день мой руки и ноги перед сном
• Обязательно мой руки после: уборки комнаты, общения с животными, работе на огороде, туалета, игр, прогулки и т. д.
Анализ ситуации
«Я под краном руки мыла, а лицо умыть забыла
Увидал меня Трезор, зарычал: «Какой…. (позор)».
Воспитатель: Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получить от этого удовольствие.
Часть 2.
Правила личной гигиены.
Повторение правил Доктора Воды.
Воспитатель: Доктор ВОДА полезна не одна, она очень дружна с маленьким кусочком великой силы, который иногда щиплет глаза - МЫЛОМ. А зачем нужно мыть руки с мылом? Дети: Оно убивает микробы.
Воспитатель: Послушайте «Сказку о микробах».
Жили-были микробы- разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил не вымытые тарелки, крошки, кусочек хлеба. Тут как тут муха. А на её лапах сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетает, а микробы остались на тарелках, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человека. А там уж и до болезни рукой подать!
Воспитатель: Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел? (мухи разносчики микробов). Что помогает победить микробов?
Дети: Мыло и вода.
Воспитатель: Да, вода и мыло - настоящие друзья, они помогают уничтожать микробы. Вспомним, как правильно мыть руки.
Ответы детей:
- сильно намочить водой
- пользуйтесь мылом
- намыливайте руки мылом с обеих сторон
- намыливайте руки между пальцев
- полощите руки чистой водой
- вытирайте руки насухо полотенцем.
Воспитатель: Покажите свои руки друг другу, как они вымыты?
Речевая гимнастика с движениями (движение руками в соответствии с текстом)
«От простой воды и мыла, у микробов тают силы!»
Воспитатель: Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят «умойся»- они не умываются; «не лезь на дерево»- они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер, придумал «Вредные советы» :
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.
Это глупое занятье, не приводит не к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы, время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно, ни какого смысла нет.
К старости сама собой облысеет голова.
Воспитатель: Ребята, как называется такой человек?
Дети: Неряха.
Воспитатель: Итак, вода выполняет гигиенические функции. Но ещё Доктор Вода советует вам, чтоб попасть в страну Источник Здоровья, нужно закаляться. А кто знает, как нужно закаливаться?
Ответы детей.
Воспитатель: А Доктор Вода напоминает, как нужно закаливаться:
1. умывание холодной водой лица
2. умывание холодной водой до пояса
3. обливание холодной водой всего тела
4. холодные ванны для ног
5. контрастный душ
6. купание в водоёмах
7. обтирание водой до пояса
8. обтирание снегом до пояса
Воспитатель: Итак, Доктор Вода наш друг. Вот мы и завершили путешествие в страну «Источник Здоровья».