Галина Щипунова
«Составь предложение» — дидактическая игра
Игры со словом и звуками привлекают внимание дошкольника.
«Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка», - писал А. М. Горький об особенностях восприятия мира ребенком.
Одним из этапов в работе по обучению грамоте является знакомство с предложением. Успешному овладению детьми закономерностей, необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям (кукла сидит, мальчик рисует и т. д.). Для этого мы сделали в группе дидактическую игру
Публикация «„Составь предложение“ — дидактическая игра» размещена в разделах
«Составь предложение»
Игра довольно проста в изготовлении: на картонные карточки приклеиваем заранее вырезанные картинки,оформляем всё в коробочку. и игра готова!
Игра состоит из картонных карточек с картинками и карточек -схем.
Вот наши карточки для составления предложений:
А вот карточки -схемы:
Сначала дети отвечают на вопросы с опорой на картинки. (Что делает мальчик? – мальчик рисует и т. д.)
затем задания усложняются: дети составляют предложения по опорным словам или набору слов (придумайте предложение со словом «зима», «мяч» и т. д.)
На более высоком уровне развития речи предлагаем задания типа:
«придумай предложение по схеме»,«составь схему предложения».
Одновременно в этой игре проводится работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. Для этого используем полоски для обозначения слов (в группе на каждого ребёнка имеются специальные пеналы)
- Ребята, посмотрите какой у меня необычный листочек, на нём что-то написано. Хотите узнать? Слушайте: «Наступила осень.» Что я прочитала? Предложение или отдельное слово? Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово вы услышали? Назовите его. Это слово мы обозначим вот такой полосочкой. (показываю) Откройте пеналы, где у вас нарисована полосочка, достаньте одну полоску, положите перед собой. Какое второе слово вы услышали в этом предложении (осень). Это слово мы тоже обозначим полоской. (дети выкладывают). Также делаем зарисовки более сложных схем предложений. Дети играют в эту игру с желанием. Они сами придумывают различные предложения,составляют схемы,проверяют и анализируют работы друг друга.
Русский язык очень сложен по своей структуре. И поэтому, чем раньше начать обучать ребенка грамоте, тем легче ему будет в школе. Игры со словом очень важны для ребенка. Они помогают воспитать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм.
Любовь к языку можно воспитать только через игру. Знание азов грамоты – залог успешного обучения ребенка в школе.
Думаю,что используя такую игру в работе дети будут готовы к школе на очень высоком уровне!