Получи документы

Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй

наталья борисова
Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Переход от индустриального общества к современному постиндустриальному требует перемен в сфере образования. Целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

В настоящее время существуют противоречия между заявленной ФГОС позицией родителя как полноправного и активного участника образовательного процесса и достаточно низким уровнем мотивации родителей к реализации своих прав и обязанностей в образовательном процессе ДОУ, который обусловлен неэффективными методами и формами работы с семьёй.

Публикация «Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй» размещена в разделах

Проблема: использование логопедом устаревших непродуктивных форм и методов взаимодействия с родителями дошкольников приводит к их отстраненности от образовательного процесса, что является одной из причин недостаточного уровня развития социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с нарушениями речи.

Цель работы:

Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ДОУ, обеспечивающих повышение эффективности коррекционной логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями по овладению коммуникативной компетентностью в образовательном процессе.

Задачи:

анализ имеющихся профессиональных трудностей, возникающих в ходе установления продуктивного взаимоотношения между учителем-логопедом и семьями воспитанников;

изучение и анализ научно-практической литературы по данной теме;

анализ психологического диагностирования семей дошкольников;

анализ диагностирования уровня социально-коммуникативной компетентности у дошкольников старшего возраста;

анкетирование родителей с целью выяснения их образовательных потребностей и уровня компетентности в вопросах речевого развития ребенка;

определение форм и методов эффективного сотрудничества логопеда с семьёй.

Я считаю, что применение форм и методов проблемного обучения, группового взаимодействия, развития критического мышления, ИКТ в процессе работы как с детьми, так и с родителями, поможет сформировать положительную мотивацию к участию в образовательном процессе тех и других, повысит их активность, что будет способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности дошкольников/

Ожидаемые результаты:

Повышается уровень мотивации родителей и педагога к сотрудничеству.

Повышается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и речевого развития детей.

Родители:

-способны к рефлексии родительских действий;

-активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях и в условиях ДОУ;

-постепенно переходят к роли инициатора организации новых форм сотрудничества.

Обеспечен эмоциональный и психологический комфорт в процессе общения в семье и ДОУ для каждого ребенка.

Повышается уровень сформированности коммуникативной компетентности у выпускника ДОУ.

Ребенок умеет:

«считывать» эмоциональные переживания и реакции другого человека (ребенка и взрослого);

понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению;

прогнозировать поведение партнера по взаимодействию;

получать необходимую информацию в общении;

выслушать другого и прийти к общему решению;

вести диалог со взрослыми и сверстниками;

взаимодействовать со сверстниками и взрослым;

соотносит свои устремления с интересами других людей;

принимать помощь;

продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу;

с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим, личностным, профессиональным) других людей;

адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Участники педагогического проектирования: педагоги ДОУ (логопед, методист, воспитатели, муз. руководитель, психолог, руководитель ИЗО, помощники воспитателя, медсестра ДОУ, медицинские специалисты (стоматолог (ортодонт, невролог, отоларинголог, педиатр, родители и дошкольники с ОНР.

Ресурсы:

Информационные Кадровые

- методическая литература;

-нормативно-правовая база;

-интернет-ресурсы;

- педагоги ДОУ, школ и учреждений дополнительного образования, медицинские специалисты, родители, дети.

-воспитатели и специалисты ДОУ;

-медицинские специалисты детской поликлиники.

-учителя начальной школы.

Материально-технические:

-компьютер;

-цифровой фотоаппарат;

-музыкальный центр;

-проектор, доска для проектирования;

-игровое оборудование;

- театральное оборудование (куклы би-ба-бо, для настольного театра, теневой театр, костюмы, ширма и т. д.);

-оборудование для проведения экспериментальной деятельности.

Содержание этапов работы.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Обоснование значимости изменения форм и методов работы с родителями.

2. Изучение литературы по данной теме (нормативно-правовая база, научно-практическая литература, интернет - источники).

3. Переосмысление ведущего мотива совместной деятельности педагога с родителями дошкольников (от формального долга к активному сотрудничеству).

4. Изменение личного коммуникативного компонента в общении с детьми и их родителями:

Принятие позиции «Я-послание» - эта техника общения без угроз и оценок, с её помощью можно дать понять собеседнику, что Я чувствую и чего хочу.

Использование приёма активного слушания.

5. Определение принципов работы с родителями:

Принцип сотрудничества между родителями, специалистами и ребёнком.

Принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-педагогического процесса.

Принцип приоритета интересов детей и их родителей.

Принцип информационного обеспечения.

Принцип комплексного подхода к сотрудничеству ДОУ и семьи.

Принцип обратной связи.

Принцип учета индивидуально-типологических особенностей детей.

II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. Выявление уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста по критериям и показателям, обозначенным в Концепции компетентностно-ориентированного образования. Методический материал составлен и апробирован Линковой Н. М., Бабенышевой Л. В., Аладатовой Е. В.

2. Запрос психологу учреждения о проведении диагностики отношений родителей с детьми :

Опросник для родителей «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор Марковская И. М.);

Рисуночный тест для детей и их родителей «Мой дом», «Праздник», «Моя семья» ;

Семейный тест отношений (авторы Д. Антони и Е. Бине в интерпретации Марковской И. М.).

3. Совместный (с психологом) анализ выявленных результатов психологического тестирования.

4. Анкетирование родителей :

«Что я знаю о своем ребенке?»

«Как я помогаю своему ребенку стать успешным?»

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Выбор и реализация эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Оформление пространства взаимосвязи с родителями с целью демонстрации успехов и достижений их детей.

«Карта открытий» - стена в группе или в раздевалке с фотографиями детей и их родителей, на которой дети фиксируют свои открытия, сделанные на занятиях. Родители могут оценить успех ребенка не только устно, но и специальными символами (смайлики и др.).

Альбом «Говорят дети» - в нём педагог фиксирует (письменно, на диктофон, фото или на видео) фрагменты занятий, интересные высказывания детей. Данную информацию можно увидеть, прочитать и оставить свои комментарии (на сайте ДОУ на страничке логопеда или в самом альбоме в группе).

Постепенно в оформление этого альбома вовлекаются и родители: они делятся подобной информацией, взятой из жизни их детей.

«Сундучок проблем», в который дети складывают картинки или символы решенных или нерешенных ими проблем. Родители могут предложить свою помощь в их преодолении – в виде устной консультации, практической помощи.

Вернисажи семейных рисунков, фотографий, коллекций.

Лекотека игрушек и развивающих пособий, пополняемая родителями и педагогами.

Портфолио достижений ребенка «Мой дом» (кирпичики-фотографии, символы, тексты и т. д.).

2. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей.

«Книга жалоб и предложений» - тетрадь (реальная и электронная, в которой родители могут высказать свои пожелания, жалобы, вопросы логопеду (лично или анонимно). Ответы на них логопед оформляет в виде консультаций (устных, письменных или в электронном виде на сайте, либо выносит их обсуждение на общее родительское собрание.

Приглашение для проведения консультаций, практических занятий, тренингов:

медицинских специалистов: стоматолога (ортодонта, невролога, отоларинголога, педиатра. Тематика консультаций определяется запросами родителей, обоснована профилактикой и устранением речевых дефектов у детей.

психолога, для оказания консультативной помощи и проведения психологических тренингов (индивидуальных и групповых);

учителя начальных классов;

педагогов дополнительного образования.

«Телефон логопедической помощи»- связь с родителями по телефону.

Проведение открытых занятий, совместных с родителями занятий, недель открытых дверей.

Организация проектной деятельности (индивидуальной и групповой).

Родителям предоставляется различная степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка.

Проведение родительских собраний (семинаров-практикумов, заседаний «Клуба заботливых родителей») с использованием игр, тренингов для родителей, активизирующих их мышление:

Игра «Острое блюдо» - «острые» вопросы, касающиеся условий воспитания и речевого развития ребенка ( например: «О чем можно расспрашивать ребенка, пришедшего из детского сада?», «Что лучше- читать или рассказывать детям сказки?», «Как часто говорить детям НЕЛЬЗЯ?» и т. д.)

Игра «Объяснялки» - дети объясняют значение слов, а родители их отгадывают.

«Шесть шляп».

«Фишбоун» и др.

Организация ярмарки (конкурсов) пособий и дидактических игр, изготовленных родителями (или родителями вместе с детьми).

Организация мастер-классов «Мы – классные родители!» (презентация опыта совместной деятельности родителей с ребенком).

Организация и проведение совместно со специалистами ДОУ:

Семейных праздников и фестивалей: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; и т. д.

Игровых семейных конкурсов: «Спортивная семья»,

«Музыкальная семья», «Семейное увлечение», «Семья- эрудит» и т. д.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Проведение и анализ итоговой диагностики коммуникативной компетентности.

2. Анализ итоговой психологической диагностики родительско - детских отношений.

3. Анкетирование родителей «Что я знаю о своем ребенке?», «Как я помогаю ему быть успешным?»

4. Рефлексирование опыта применения форм и методов взаимодействия с родителями и определение дальнейшего их совершенствования.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

«Как мы заботимся о своем здоровье» Видео Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Как мы заботимся о своем здоровье». В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 19:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с семьёй» (включая файлы) размещена пользователем наталья борисова (УИ 76965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД