Ирина Дубровская
Современные формы и содержание повышения квалификации педагогических работников ДОУ: мнения, предложения, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству. В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов. Запросы современной жизни предполагают повышение профессионализма педагогов. Сегодня педагогу необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрять инновации в педагогическое проектирование.
Публикация «Современные формы и содержание повышения квалификации педагогических работников ДОУ: мнения, предложения, перспективы» размещена в разделах
К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования выстраиваются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, гуманный, владеющий педагогическим мастерством.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность, самостоятельность в принятии решений. Только такой педагог сможет воспитать современного ребёнка.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, а также в дошкольном учреждении в рамках корпоративного обучения.
Первым уровнем повышения квалификации является самообразование, которое предоставляет преподавателю наибольшую творческую свободу. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов. В ходе учебного года мною подготовлены выступления и печатные материалы по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Повышать свою квалификацию можно через участие в научно-практических конференциях. В 2016 году я была участником областной научно- практической конференции «Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации ФГОС ДО» и подготовила статью «Здоровьесберегающее пространство детского сада – важнейшее условие формирование физически развитой, социально – активной, творческой личности дошкольника.
Само время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. В большей степени от уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, подготовленность обучающихся к жизни в современных условиях ФГОС. Именно поэтому требование повышения качества образования и стимулирование личностного развития учащихся, несомненно, требует постоянного самообразования воспитателя.
В самообразовании педагога можно выделить внешнюю и внутреннюю стороны.
Главная форма самообразования - это внутренняя, индивидуальная. Индивидуальная работа педагога может включать в себя: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, методических объединениях; посещение НОД коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм НОД, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Система педагогических советов направлена на организацию деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года и касается большого круга вопросов.
Включенность всех педагогов в подготовку к педагогическим советам способствует повышению профессионализма преподавателей и расширению их возможностей.
В течение 2016 учебного года в рамках корпоративного обучения, повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется на внутриучрежденческих методических семинарах. Проведен ряд семинаров по организации игровой деятельности воспитанников. В 2016 – 2017 учебном году я приняла участие в следующих мероприятиях:
круглый стол «Изучаем профстандарты педагога»,
практико – ориентированный семинар «Творчество педагогов в организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми – совершенствование умений педагогов через использование эффективных форм и методов работы, основанных на современных здоровьесберегающих технологиях»,
семинар - практикум «Альтернативы» - современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования,
мастер – класс «Хочу, могу, умею» - о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.
- экспресс консультации «Вариации на тему…» - изучение различных вариантов организации занятий с детьми дошкольного возраста.
Внешние формы организации самообразования можно поделить на традиционные и инновационные.
Традиционные – это, прежде всего, различные курсы в институтах повышения квалификации, которые каждый педагог должен проходить раз в три года. Различные курсы повышения квалификации способствуют развитию преподавателя как личности и профессионала. Причем, главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалификационной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
В 2016 году я посетила семинар в г. Тамбове «Песочная терапия (Sandplay) в практике работы психолога и педагога. Техники и технологии решения детских проблем».
Важной точкой повышения профессионального, роста педагогов является потенциал муниципальной системы образования. Я неоднократно принимала участие в работе городских педагогических объединений, научно - методических семинарах, осуществляется сотрудничество с другими учреждениями города.
К инновационным формам самообразования относятся, прежде всего, дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, вебинары, олимпиады и конкурсы – это помогает педагогу самостоятельно повышать свою профессиональную компетентность.
Вебинары стали отличным решением организации самообразования педагогов. Интернет предоставляет возможность видеть и слышать выступления ученых по актуальным вопросам дошкольного образования. Есть возможность «обратной связи» – насущные вопросы можно задавать прямо в чате. Мы можем посещать интересующие вебинары в домашней обстановке, в свободное от работы время. В 2016 году я участвовала в вебинарах: «Практика реализации гендерного подхода в дошкольном и школьном образовании» и «Развитие творческого и критического мышления у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДОО».
В последние годы появилась еще одна новая форма организации самообразования воспитателей – сетевые педагогические сообщества. Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами новые возможности. Это, прежде всего, использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, и самостоятельное создание сетевого образовательного содержания, и освоение информационных компетенций, знаний и навыков. Отсюда главные преимущества этой формы самообразования : обмен опытом осуществляется между педагогами; методическая помощь является адресной; всегда можно попросить и получить консультацию в удобное для педагога время.
Повышать квалификацию можно и через участие в областных и муниципальных конкурсах.
В последнее время появилась возможность участия в разнообразных Всероссийских и международных интернет конкурсах. Мне довелось принять участие в конкурсах, которые вы видите на слайдах.
Мною ведётся индивидуальная работа с воспитанниками, имеющими повышенный уровень способностей. Они принимают участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Для работы с такими детьми мною была разработана программа дополнительного образования «В гостях у Кляксы Ваксы…». Данная программа сертифицирована на базе УМиИЦ в 2016 году.
Аттестация педагогических работников является еще одним фактором педагогического роста. В декабре 2016 года я прошла процедуру аттестации и мне была присвоена первая квалификационная категория.
Профессиональный стандарт педагога – это стандарт деятельности всего педагогического коллектива и от того насколько мы будем профессионально выполнять свои трудовые функции, зависит качество образования и гарантия развития каждого ребёнка.
Перспективами моей работы по повышению квалификации является прохождение дистанционных курсов по специальности «Педагог дошкольной образовательной организации».