НИНА ОСЬКИНА
«Современные подходы к пониманию сущности, цели, задач и особенностей патриотического воспитания детей старшего д возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформированы следующим образом:
— патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
Публикация «„Современные подходы к пониманию сущности, цели, задач и особенностей патриотического воспитания детей старшего д возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
— патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
— понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
— в роли первоосновного субъекта патриотического воспитания выступает личность, задача которой — осознание своей исторической, культурной, духовной и иной принадлежности к Родине;
— истинный патриотизм как возвышенное чувство — незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития [26, с. 7].
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. НИИ дошкольного воспитания была разработана методика патриотического воспитания. Под руководством Н. Ф. Виноградовой, Р. И. Жуковской проводились исследования по данной теме [50, с. 639]. Ими были выделены принципы патриотического воспитания :
1. Работа должна быть поэтапной,
2. Внутри каждого этапа работа должна осуществляться последовательно,
3. Внутри этапов выделяются отдельные темы (тематический принцип планирования).
Они предложили выделить следующие этапы:
1. Воспитание любви к городу, в котором живут.
2. Воспитание любви к родному краю, региону.
3. Ознакомление детей со всей страной.
Сложность решения задач гражданского и патриотического воспитания в том, что чувства ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процессе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране, о труде людей на благо Родины, ее защитниках, природе родного края, национальных традициях. Для того чтобы сформировать у ребёнка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагог строит собственные отношения с детьми на основе уважения личности каждого ребёнка. Это значит, создаются условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых условий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране [17, с. 32].
Проблема патриотического воспитания успешно реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки» под редакцией Т. И. Алиевой, А. Г. Арушановой, А. Н. Давидчук, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой, «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, «Из детства — в отрочество»под редакцией Т. Н. Дороновой, в локальных программах: «Наследие» (М. Ю. Новицкой, «Я — Человек» (С. А. Козлова, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Народоведение» (А. И. Лазарев).
«Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотическое воспитание понимается как состояние любви к Родине и Земле» (С. А. Козлова) [28].
Правительством Российской Федерации была разработана «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В основе Стратегии лежит представление о преимуществе активной и творческой жизни человека в процессе развития России в целом и ее регионов. При этом учитывается, что патриотическое воспитание — это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовной, нравственной и ответственной за судьбу Отечества, защитника основ бытия в национальной истории, происходящее в процессе осознанной, активной, деятельной социализации и самореализации[45].
В современном отечественном образовании большое внимание уделяется проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества решает задачу воспитания граждан, которые любят свою Родину, понимают ее проблемы и готовы приложить все усилия для их решения [17, с. 17].
Патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и специально направленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, при участии общественных институтов, по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины (В. В. Путин) [45].
Патриотическое воспитание — это система воспитательной работы с детьми для формирования новых поколений победителей. Поколений, которые доверяют своей стране, традициям, истории и культуре, которые вовлечены в проблемы общественного развития страны, способны к жизни в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовы к саморазвитию и совершенствованию, самореализации на благо Отечества [45].
На формирование личности подрастающего поколения влияют разные взаимосвязанные между собой факторы, а именно:
— жизнь и воспитание в обществе, которое утвердилось в нашей стране;
— характерные особенности субъекта Российской Федерации, в котором живет и развивается ребенок;
— семья, в которой ребенок родился и воспитывается (национальность, культура, обычаи);
— среда общения и окружения (соседи, друзья, знакомые);
— дошкольное образовательное учреждение, в котором воспитывается ребенок [1, с. 167].
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями основных задач системы патриотического воспитания, изменениями, которые происходят в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, так и новыми вызовами современного мира.
Средствами патриотического воспитания для ознакомления дошкольников с историей родного края выступают: непосредственная среда окружения, художественная литература и искусство, народный фольклор, практическая деятельность, традиции народов.
Можно сказать, что с самого раннего возраста у детей развиваются патриотические чувства, это отношение к самым близким людям — маме, отцу, бабушке и дедушке, это его корни, которые связаны с местом, где родился и живет ребенок. Патриотические чувства многогранны по своему содержанию, они возникают, когда ребенка воспитывают на традициях и духовной культуре народов страны, где родился, живет ребенок и усваиваются на протяжении всего детства.
«Патриотические чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, к самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость и достоинство» (Л. С. Выготский) [7].
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому, что его окружает.
Одним из главных требований к содержанию патриотического воспитания дошкольников является формирование чувства уважения к народам других национальностей, их традициям, знание детьми истории и символов России.
Процесс воспитания ребенка с психологической точки зрения, по мнению С. Л. Рубинштейн — это формирование у ребенка определенных мотивов поведения соответственно его возраста : «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается, он созревает, воспитываясь и обучаясь, то есть под непосредственным руководством взрослых, осваивает то содержание культуры, которое создало человечество» [1, с. 169 - 170].
Главная задача, которая ставится перед современной педагогикой — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Согласно определению Л. П. Крившенко: «Патриотическое воспитание — это нравственный и политический принцип и гражданское чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». По ее мнению, понятия «патриот» и «гражданин» сливаются воедино и порой трудно провести границу между ними.
Согласно высказыванию М. Ю. Новицкой: «Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена и взрастить любовь к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, которая создана трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных, культурных ценностей родной культуры в самом юном возрасте — самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания».
Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Основная задача, которая стоит перед каждым воспитателем —разъяснить детям суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать детей от конфликтов и ненависти ко всякой другой народной культуре. Необходимо воспитывать из детей патриотов, на примерах из истории нашей Родины, подвести их к пониманию, что мы победили врагов, потому что любим свою Отчизну, учить быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее развитию и процветанию [3, с. 112 - 113].
Чтобы понять суть патриотического воспитания необходимо объяснить смысл понятия «воспитание». По определению доктора педагогических наук А. Г. Гогоберидзе: «воспитание — это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса».
Целью воспитания является введения дошкольника в мир культуры, содействие разностороннему развитию его способностей, физическому и психическому здоровью, стимулируя и сохраняя индивидуальность ребенка.
Главная задача воспитания ребенка-дошкольника состоит в становлении у него личностной культуры, в развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, к миру, созданному руками человека, обществу и собственной жизни [2,с. 138 - 139].
На основе нормативно-правовых документов: Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Стратегии развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Национальной доктрины образования в РФ; Концепции модернизации российского образования; Федеральной целевой программы развития российского образования; Концепции развития дошкольного образования и Государственного стандарта дошкольного образования, можно определить цель патриотического воспитания — это заказ государства на воспитание граждан, воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— формирование отношения и чувства приобщенности к семье, городу (селу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;
— воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, уважение к представителям других национальностей.
Таким образом, педагогические теории современности рассматривают проблемы патриотического воспитания ребенка-дошкольника в свете решения задач поставленных Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и соотношением всех этапов патриотического воспитания. Дошкольная педагогическая наука постоянно развивается и модернизируется с учетом развития нашей страны, накопления педагогического опыта работы дошкольных образовательных учреждений.