Елена Дериева
Саморазвитие «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА:
«Мини музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Публикация «Саморазвитие „Мини-музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Актуальность
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующей от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма : маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретает самостоятельность и переживется индивидуально.
В последние годы идёт поиск нового содержания и постановки новых задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью и патриотического воспитания. Одним из современных направлений патриотического воспитания детей является организация мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику.
Задачи самообразования по теме :
1) изучение научно-теоретического материала и диагностических методик в рамках патриотического воспитания дошкольников;
2) разработка, апробация и внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ, разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы;
3) изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно- образовательной работы.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и и изучение передового педагогического опыта по данной проблеме.
2. Технологический блок –разработка методических рекомендаций по созданию мини музеев, памяток, бесед, пополнение картотек по патриотическому воспитанию на основе мини музеев.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды в виде мини музеев в группах ДОУ.
Формы работы по самообразованию
2014-2015 учебный год
№ Тема Форма отчета Уровень
1 Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Выступление на педсовете ДОУ
2 Музейная педагогика Консультация ДОУ
3. Диагностика уровня патриотического воспитания детей Участие в работе творческой группы ДОУ
4. Разработка модели организации работы по патриотическому воспитанию через мини-музеи.
Участие в работе творческой группы по разработке воспитательной системы ДОУ ДОУ
5. Интеграция нравственно-патриотического воспитания в основные направления развития детей дошкольного возраста Аналитическая справка по итогам открытых просмотров ДОУ
6. Разработка методических рекомендаций по организации мини-музеев в группах ДОУ Памятка ДОУ
7. Представление опыта работы по организации мини-музеев Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса ДОУ
8 Разработка проектов по патриотическому воспитнию детей дошкольного возраста Презентация ДОУ
9 Разработка картотек по музейной педагогики Картотека ДОУ
Творческое сотрудничество по теме. 1. Участие в разработке модели организации работы по патриотическому воспитанию через мини-музеи. 2. Изучение уровня диагностики патриотического воспитания детей с позиции партнерства. 3. Составление конспектов НОД по интеграции патриотического воспитания в основные направления развития ребенка дошкольного возраста. Практический выход
1) Трансляция опыта работы по реализации проектов по патриотическому воспитанию. Формирование банка информационно-методических материалов по организации мини-музеев в ДОУ.
2) Выступления на педагогическом совете, консультирование и подготовка информационно-методических материалов к ним.
3) Обобщение опыта работы.
4) Составление картотеки литературы и медиатеки по вопросам патриотического воспитания.
5) Создание предметно – развивающей среды.
Реализация Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования. Анализ результатов (презентация)
Список изучаемой литературы: 1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб. : «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с. 2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст] : Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с. 3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников :Пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с. 4. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст] : Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. 5. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 6. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст] : Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 7. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика [Текст] / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. – М. : ТЦ Сфера. – 2006. – 416с.
8. Патриотическое воспитание [Текст] : Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 9. Рыжова Н. А. Логинова Л. В. Мини – музей в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова. – М. : Линка-Пресс. – 2008. – 256с 10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. 11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. 12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63. 13. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.