Сластина Анастасия
Конспект урока информатики «Способы записи алгоритмов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы записи алгоритмов»
Цель урока : организация деятельности обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики использования и составления алгоритмов на языке блок-схем
Задачи урока :
1. формировать понятие алгоритмов, их свойств, способов описания;
2. посредством проблемных вопросов побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности;
Публикация «Конспект урока информатики „Способы записи алгоритмов“» размещена в разделах
- Информатика. Уроки информатики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
3. использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока :
ПК учителя;
ПК ученика;
мультимедийный проектор;
Презентация «Способы записи алгоритмов»;
оценочные листы
План урока :
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний
4. Подведение к теме и цели урока
5. Объяснение нового материала
6. Физкультминутка
7. Формирование практических навыков
8. Домашнее задание
9. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Для сегодняшнего урока вам приготовлены листы самооценки, в которые на всех этапах урока вы будете записывать полученные вами баллы. Подпишите их, пожалуйства.
Также сегодня мы
2. Проверка д/з
На прошлом уроке мы знакомились с важнейшим и понятием информатики - алгоритмом, его свойствами, а также понятием СКИ.
- Вам было задано д/з. Это задание встречается в заданиях ГИА и проверяет ваше умение составлять алгоритм, зная СКИ. (слайд 2-4) Презентация.
Напротив этапа проверка д/з впишите ответы на задачи, которые вы решали дома. Готово? Посмотрим на экран. Разберём задачи. (Наводящие вопросы по задаче)
Домашнее задание. Задача № 15
Сравните свой ответ в оценочном листе и на доске. Если есть ошибки, исправьте.
Слайд ___
Задача №18 (б)
Сравните свой ответ и поставьте баллы. Если оба ответа правильны, поставьте 5 баллов, если одна задача правильна, поставьте – 3 балла, если вы приступали к решению, но нет правильного ответа – 1 балл. И 0 баллов, если вообще ничего не делали.
Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 3 балла?
Молодцы!
3 Актуализация и опорных знаний
- Эти задачи решались при помощи алгоритмов, дайте определение - алгоритм?
Учащиеся дают понятие
Слайд5 понятие алгоритма
-Алгоритмы встречаются в жизни очень часто, иногда мы даже не задумываемся, что пользуемся алгоритмом. Приведите примеры алгоритмов. Кто может быть исполнителем алгоритма?
Ответы учащихся
- Посмотрите на экран и скажите, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 6)
Инструкция получения кипятка.
1. Открыть кран.
2. Налить в чайник воду.
3. Поставить чайник на плиту.
4. Зажечь спичку.
5. Ждать, пока вода не закипит.
6. Поднести спичку к горелке.
7. Выключить газ.
- Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом?
Ответы учащихся.
-Сколько свойств алгоритма вы знаете? Назовите их, пожалуйста.
Слайд 7
Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вспомните эти свойства и сопоставьте их названиям соответствующую на ваш взгляд формулировку, посмотрев задание на экране.
Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением. Каждый заполняет свой лист самооценки, а затем, когда вся группа будет готова, поднимаете руку Дополнительный бонус получает команда, быстрее справившаяся с заданием.
(слайд 8)
Свойства алгоритма
• Разбиение алгоритма на шаги Дискретность;
• Использование алгоритма для решения однотипных задач Массовость;
• Получение правильного результата за конечное число шагов Результативность;
• Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя Понятность.
• Все команды алгоритма истолковываются исполнителем однозначно; Определенность.
- Давайте посмотрим на ключ к заданию "Свойства алгоритма" (показать ответы) слайд 8 и поставим баллы за это задание по критериям в свои оценочные листы.
А чья группа быстрее справилась - +1 балл.
4. Подведение к теме и цели урока
Сейчас мы вернёмся к нашему алгоритму "Приготовления кипятка" и ответим на вопрос какое свойство алгоритма было нарушено?"
С помощью чего записан этот алгоритм?"(слайд 9).
Ответы учащихся
- Как вы думаете, можно ли еще какими-либо способами записать алгоритм?
-Предположите название темы нашего урока, с чем нам предстоит познакомиться сегодня?
Предположения учащихся и формулирование темы и цели урока
А как мы б
-Да, вы правы, сегодня мы с вами должны выяснить, а какими ещё способами можно представить алгоритм? Тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма".
Слайд 10
5. Объяснение нового материала
- Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, посмотрите на свои столы. У вас лежат карточки с различными алгоритмами. Скажите на сколько групп можно разделить эти алгоритмы и почему (слайд 9).
. Вы можете ответить на вопрос "Сколько способов записи алгоритма?"
Вы видите опорный конспект урока, он есть у вас на распечатке ниже оценочной таблицы.
Я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая группа, используя текст учебника, заполняет таблицу по своему способу записи алгоритмов, согласно критериям. Вы должны выбрать в команде спикера, который расскажет о своем способе другим группам. Секретаря - который заполнит электронный вариант таблицы. На подготовку вам дается 5 минут, и на рассказы спикеров –не более 3 минут.
Подведем итог – какой способ самый универсальный? Почему?
А язык блок-схем и алгоритмические языки мы с вами более подробно изучим на наших уроках.
Наилучшей наглядностью обладают графические способы записи алгоритмов слайд 16; самый распространенный среди них – блок-схема) слайд 17
Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. Здесь предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий, соединяющих эти фигуры.
Задача: Составить алгоритм нхождения суммы 2 чисел. (S= a+b)
Ответ ученика около доски.
Пример : «Алгоритм успешной сдачи экзаменов» слайд 18
3 способ записи алгоритмов слайд 19– алгоритмический язык. – это языки программирования (формальный язык, предназначенный для написания компьютерных программ.) а так же школьный алгоритмический язык. О них более подробно мы будем говорить на следующих уроках, ведь знание языков программирования необходимо для сдачи ГИА и ЕГЭ.
Мы с вами еще не раз будем составлять блок-схемы как в тетради, так и с помощью компьютера, используя текстовый процессор Word. Он позволяет создать блок-схемы по принципу графического редактора.
А теперь послушайте задание практической работы (слайд 17) :
на 4 балла Зарисовать блок-схему нахождения площади квадрата S по стороне,
на 5 баллов тоже самое + Зарисовать блок-схему нахождения площади прямоугольника S по двум сторонам а и b
- А теперь проверим правильность выполнения задания, а вы ставите балл в оценочный лист (показать ответы).
В случае, если задание будет выполнено быстро, можно предлоржить выполнить тест на закрепление изученного материала. (в группах)
8. Домашнее задание (слайд 15) по выбору
П. 2.2, вопросы, РТ №112
или п. 2.2 + составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения в виде блок-схемы (по желанию).
Обратить внимание, что домашнее задание 2 уровня дает больше баллов в оценочный лист на следующем уроке.
9. Подведение итогов урока
Наш урок подходит к концу, подсчитайте набранное количество баллов и поставьте по критериям оценку за урок.
Завершая наш урок, я хотела бы взять у вас интервью.
Незаконченные предложения:
Сегодня на уроке я узнал….
Самым полезным для меня было….
Умение составлять и записывать алгоритм мне пригодится….