Татьяна Берёзкина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
___
(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
в логопедической (5 – 7 лет) группе
Подготовила и провела воспитатель
логопедической группы Берёзкина Т. А.
2013 г.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Тема «Свойства воды»
Программное содержание по образовательным областям
Познавательное развитие :
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
• Воспитывать экологическую культуру.
Речевое развитие :
• Развивать умение делать выводы, умозаключения;
• Обогащать словарь дошкольников
Словарная работа: обогащать речь прилагательными и глаголами, характеризующими воду в разных агрегатных состояниях (жидкость, лёд, пар, упражнять в умении подбирать красочные эпитеты для характеристики водных объектов (ручей, река, озеро и т. д.).
Предварительная работа: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».
Оборудование: карта мира; кувшин с водой, термос с кусочками льда, электрический чайник, зеркало, прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, кубики и брусочки из конструктора, сахар кусочками, соль, чайные ложки, молоко, мелкие игрушки, краски гуашевые, кисточка, масло мяты, салфетки.
Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и догадаться, о чём пойдёт сегодня речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).
- Вы верно ответили на все вопросы, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы безжизненной пустыней и все живые существа тоже. Давайте посмотрим на карту мира и подумаем, почему на ней очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
-Правильно, синий цвет это вода…её очень много. А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда я предлагаю вам побыть сегодня настоящими учёными-исследователями, на ваших стола приготовлены различные предметы для исследования воды и её свойств. Рассаживайтесь поудобнее, и приступим к опытам.
Опыт 1. Какой формы вода?
-Что лежит у вас на столе? (кубик и брусочек).
-Какой формы эти предметы (ответы детей).
- Может ли вода иметь какую - то форму? (ответы)
- Какой формы эти сосуды? Давайте проверим. Для этого возьмем узкую колбочку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую колбочку.
- Когда мы переливаем воду, то слышим, как вода что делает? (льётся, переливается, журчит, булькает, течёт)
- Что происходит с водой в баночках? (ответы).Правильно форма, которую принимает вода, все время изменяется. Значит, какой сделаем вывод? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Опыт 2. Вода – растворитель.
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одним детям размешать в воде сахар, другим – соль, третьим – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).
Вывод: своего вкуса у воды нет, но она может принимать вкус растворённых в ней веществ.
Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха.
-Имеет ли вода запах? Давайте проверим. Предложить понюхать воду. (ответы)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
-Так какая вода сейчас по запаху? (ответы и выводы детей)
Вывод: своего запаха у воды нет, но она может принимать запах растворённых в ней веществ.
Опыт 4. Вода не имеет цвета.
- Какого цвета вода? (ответы)
- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем игрушки и бросим одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком, что мы видим? (ответы детей)
- В воде игрушка видна, а в молоке нет, почему (ответы)
Вывод: вода прозрачная жидкость
- Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
- Почему вода у всех стала разного цвета? (ответы)
- Положите в неё игрушку, что произошло? Почему? (ответы)
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому я предлагаю сделать перерыв для отдыха
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились, (дети шагают на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхивают руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.
Предложить детям рассмотреть кубик льда на тарелочке.
- Что можно сказать о кусочке льда, какой он? (ответы)
- Из чего образовался лед?
Предложить взять кусочек льда в руку, немного подержать его в ладошке и положить на тарелочку. Что стало с ладошкой и почему? (ответы)
Вывод: лед – тоже вода. Лёд получается из воды на морозе.
Опыт 5. Пар – испаряющаяся вода.
Показать струйку пара, вылетающую из носика кипящего чайника.
- Что можно сказать о паре? (ответы)
- Верно, пар – это испарившаяся вода. Пар получается при высокой температуре и всегда поднимается вверх, почему? (ответы)
- Как узнать, что пар – это вода. (гипотезы детей) Подержать над струйкой пара зеркало.
- Почему зеркало запотело? (ответы) Затем немного остудить его и показать детям образовавшиеся на его поверхности капельки воды. (пар остыл и снова превратился в воду) Обратить внимание на то, что пар почти бесцветный, не имеет формы и запаха. Пар очень горячий и может обжечь.
Вывод: пар – это испаряющаяся вода.
- Давайте подведё м итоги наших опытов:
перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, при высокой температуре превращается в пар и наоборот.
На закрепление темы в конце занятия предложить детям поиграть в речевую игру «Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Например: «Для растений вода – это…» (варианты ответов)
«Для животных вода – это…»
«Для людей вода – это…» и т. д.
Литература.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом».