Папки-передвижки

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Свойства воды»

Татьяна Берёзкина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Свойства воды»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»

___

(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

в логопедической (5 – 7 лет) группе

Подготовила и провела воспитатель

логопедической группы Берёзкина Т. А.

2013 г.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе „Свойства воды“» размещена в разделах

Тема «Свойства воды»

Программное содержание по образовательным областям

Познавательное развитие :

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;

• Воспитывать экологическую культуру.

Речевое развитие :

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

• Обогащать словарь дошкольников

Словарная работа: обогащать речь прилагательными и глаголами, характеризующими воду в разных агрегатных состояниях (жидкость, лёд, пар, упражнять в умении подбирать красочные эпитеты для характеристики водных объектов (ручей, река, озеро и т. д.).

Предварительная работа: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».

Оборудование: карта мира; кувшин с водой, термос с кусочками льда, электрический чайник, зеркало, прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, кубики и брусочки из конструктора, сахар кусочками, соль, чайные ложки, молоко, мелкие игрушки, краски гуашевые, кисточка, масло мяты, салфетки.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и догадаться, о чём пойдёт сегодня речь.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).

- Вы верно ответили на все вопросы, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы безжизненной пустыней и все живые существа тоже. Давайте посмотрим на карту мира и подумаем, почему на ней очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

-Правильно, синий цвет это вода…её очень много. А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда я предлагаю вам побыть сегодня настоящими учёными-исследователями, на ваших стола приготовлены различные предметы для исследования воды и её свойств. Рассаживайтесь поудобнее, и приступим к опытам.

Опыт 1. Какой формы вода?

-Что лежит у вас на столе? (кубик и брусочек).

-Какой формы эти предметы (ответы детей).

- Может ли вода иметь какую - то форму? (ответы)

- Какой формы эти сосуды? Давайте проверим. Для этого возьмем узкую колбочку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую колбочку.

- Когда мы переливаем воду, то слышим, как вода что делает? (льётся, переливается, журчит, булькает, течёт)

- Что происходит с водой в баночках? (ответы).Правильно форма, которую принимает вода, все время изменяется. Значит, какой сделаем вывод? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

Опыт 2. Вода – растворитель.

- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одним детям размешать в воде сахар, другим – соль, третьим – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Вывод: своего вкуса у воды нет, но она может принимать вкус растворённых в ней веществ.

Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха.

-Имеет ли вода запах? Давайте проверим. Предложить понюхать воду. (ответы)

Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

-Так какая вода сейчас по запаху? (ответы и выводы детей)

Вывод: своего запаха у воды нет, но она может принимать запах растворённых в ней веществ.

Опыт 4. Вода не имеет цвета.

- Какого цвета вода? (ответы)

- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем игрушки и бросим одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком, что мы видим? (ответы детей)

- В воде игрушка видна, а в молоке нет, почему (ответы)

Вывод: вода прозрачная жидкость

- Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.

- Почему вода у всех стала разного цвета? (ответы)

- Положите в неё игрушку, что произошло? Почему? (ответы)

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому я предлагаю сделать перерыв для отдыха

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились, (дети шагают на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхивают руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Предложить детям рассмотреть кубик льда на тарелочке.

- Что можно сказать о кусочке льда, какой он? (ответы)

- Из чего образовался лед?

Предложить взять кусочек льда в руку, немного подержать его в ладошке и положить на тарелочку. Что стало с ладошкой и почему? (ответы)

Вывод: лед – тоже вода. Лёд получается из воды на морозе.

Опыт 5. Пар – испаряющаяся вода.

Показать струйку пара, вылетающую из носика кипящего чайника.

- Что можно сказать о паре? (ответы)

- Верно, пар – это испарившаяся вода. Пар получается при высокой температуре и всегда поднимается вверх, почему? (ответы)

- Как узнать, что пар – это вода. (гипотезы детей) Подержать над струйкой пара зеркало.

- Почему зеркало запотело? (ответы) Затем немного остудить его и показать детям образовавшиеся на его поверхности капельки воды. (пар остыл и снова превратился в воду) Обратить внимание на то, что пар почти бесцветный, не имеет формы и запаха. Пар очень горячий и может обжечь.

Вывод: пар – это испаряющаяся вода.

- Давайте подведё м итоги наших опытов:

перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, при высокой температуре превращается в пар и наоборот.

На закрепление темы в конце занятия предложить детям поиграть в речевую игру «Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

Например: «Для растений вода – это…» (варианты ответов)

«Для животных вода – это…»

«Для людей вода – это…» и т. д.

Литература.

• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012

• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом».

Публикации по теме:

Акция «Уютный дом пернатым друзьям»Акция «Уютный дом пернатым друзьям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г. Дубны Московской области.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Свойства воды»
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 21:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД