Марина Паньковская
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной группе «Свойства воды»
Цели:
1. Вспомнить, что вода-это жидкость, без вкуса и запаха.
2. Ознакомить детей со свойствами воды :
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- вода – растворитель.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
3. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
4. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, пластиковыми стаканчиками;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
6. Прививать бережное отношение к воде.
7. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Занятие начинается с организационного момента.
Упражнение «Дружба»
Детям предлагается сесть в позу «лотоса».
В. Представьте, что в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какое имя вы бы дали главному лучику солнышка: «Лучистик» (потому что он лучистый, светлый и яркий) или «Добротуля» (потому что он добрый, милый, отзывчивый, приветливый, несущий добро и здоровье, и от него все люди улыбаются). Я хочу, чтобы и вы были такими же лучиками, несущими всем вокруг много света и добра. А теперь, давайте, из ваших лучиков сделаем большое солнышко. (Дети образуют круг).
Это солнышко поднялось вверх (дети поднимают руки) и осветило все вокруг.
А куда же светят его лучики? Что они освещают и согревают?
Дети: Нашу планету, землю, всех людей, весь мир.
(В центр круга выкатывается столик, на котором стоит глобус).
В. Ваши лучики осветили всю нашу планету Земля. И что же вы на ней увидели?
А чего больше всего на нашей планете?
Дети: Воды.
В. Ребята, хотите отправиться в небольшое путешествие? (ответы детей)
А теперь закройте глаза, и мы с вами отправляемся в путь. (Дети садятся на коврик).
Звучит запись (журчание ручейка, шум реки, моря, океана)
Воспитатель спрашивает у ребят, где они находятся. (около ручья, плывем по реке, у берега моря)
Ребята, вам понравилось путешествовать? Где мы с вами побывали? А как можно назвать это одним словом? (водоемы) Из чего они состоят? А вода везде одинаковая? А теперь мы поиграем в игру: «Какая бывает вода? (в круге с мячом)
А эти иллюстрации, которые висят на стене, помогут вам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.
Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе) Вода в море – как назвать её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реке – речная, в озере – озерная, в роднике – родниковая, в болоте – болотная. Какая вода в реке, озере, роднике в отличие от морской? Пресная.
Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма, бури)
Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
В. Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды.
Что же такое вода? (Это жидкость).
К столу приглашается несколько ребят. (На столе стоят стаканчики с водой).
В. Ребята, я предлагаю вам понюхать воду и рассказать нам о её запахе.
Делается вывод: вода не имеет запаха.
К столу приглашаются другие ребята.
В. А вам, я предлагаю попробовать воду и рассказать нам о её вкусе.
Делается вывод: вода не имеет вкуса, безвкусная.
К столу приглашается ещё несколько ребят.
В. Сквозь воду в стаканчиках посмотрите на лица детей, на предметы которые вас окружают. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите? Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Делается вывод: чистая вода прозрачна.
В. А можно ли изменить цвет воды?
Опыт: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. (3 детей)
Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Как еще можно окрасить воду? (добавить краситель)
Опыт: Окрашивание воды.
В один стакан добавляется одна капля красителя (из пипетки, а в другой целая ложка (йод). Тщательно перемешивается. Как изменился цвет воды?
Делается вывод: вода более окрашена там, где красителя больше. Даже становится трудно определить цвет. Если добавить ещё больше красителя, вода становится очень тёмной. А появился ли запах у воды? Если вещество, которое добавляют в воду пахучее, то у воды становится запах этого вещества. И чем больше этого вещества, тем интенсивнее не только цвет, но и запах.
Разделение на команды.
Детям раздаются разрезные картинки. С одной стороны они определённого цвета. (4 цвета) Надо найти стол, на котором круг такого же цвета. Потом картинки переворачиваются, и из них выкладывается водоём. Ребята называют водоём, который у них получился.
В. На ваших столах стоят пустые стаканчики. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т. д.
В. На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из стаканчиков в другой сосуд. Посмотрите, вода у нас та же, а вот форма у неё стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды : в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.
У вас на столах в пиалочках находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.
Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука, крахмал, соль, сахар, растительное масло, лиманная кислота, настой травы ромашки.
В. Ребята, что можно сделать с этими веществами и водой?
Есть еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Попробуем растворить наши вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества в воде, дети приходят к следующим выводам:
- Соль, сахар, лимонная кислота быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;
- Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того, как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;
- Настои трав растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;
- Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.
Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.
По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы :
- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому, что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла;
- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, лимонная кислота, раствор ромашки (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым);
- после фильтрования раствора крахмала и муки, в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.
В. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из неё суп или компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.
В. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Из детей выбирается «солнышко», «садовник». Солнышку одевается маска, садовнику дается лейка. А все остальные ребята будут семенами. Я сажаю семена в землю. Ярко припекает солнышко. Садовник берет лейку и поливает землю, куда я посадила семена. Они набухают и начинают немного прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они тянутся и тянутся вверх. Садовник поливает их водой, а ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот они подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы кто? Мы – цветы. А что у вас получилось? Цветочная клумба. Молодцы!
Закрепление.
В. Сейчас на доску я буду вывешивать карточки-символы, а вы расскажете по ним все, что сегодня узнали о воде.
По окончании занятия ребятам предлагается игра «Мыльные пузыри»