Елена Хабузова
«Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:опытным путем сравнить физические свойства снега и льда.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о свойствах снега и льда путем их сравнения;
учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.
Развивающие:
Публикация «„Тайны снега и льда“» размещена в разделах
развивать интерес и стремление к познавательно - исследовательской деятельности;
развивать память, мышление, внимание детей;
совершенствовать диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
воспитывать личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность;
желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Интеграция образовательных областей:
• «Речевое развитие» - составление рассказа по опорным схемам
• «Социально-коммуникативное развитие» - составление рассказа по опорным схемам
• «Физическое развитие» - физкультминутка
Материалы и оборудование: ёмкость с водой, тарелочки с кусочками льда и комочками снега (на каждого ребенка, цветные и белые картинок (на каждого ребенка, дощечки, картинка с изображением Снежной Королевы, снега, льда; мольберт, салфетки (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
1. Во время прогулки понаблюдать, что происходит со снегом, с лужами на улице в разную погоду;
Цель: расширять представления о свойствах снега и льда
2. Опыты по замораживанию воды в формочках;
Цель: показать, что вода на морозе меняет свое состояние – превращается в лёд.
3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
Цель:выяснить с детьми из чего были построены избушки.
4. Чтение стихов и загадок о зиме, снеге.
Цель:развивать интерес у детей к художественной литературе.
Методы и приё мы:
Наглядные: показ, демонстрация.
Игровые: игровая ситуация.
Практические: опыты и эксперименты со льдом и снегом, самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная деятельность детей и воспитателя.
Словесные:беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы, чтение загадок.
План занятия
I. Оргмомент.
Цель: настроить детей на занятие.
II. Создание игровой мотивации с помощью внесения в группу сосуда с водой.
Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
III. Проведение опытов в лаборатории Снежной королевы.
Цель: выяснить свойства снега и льда путём их сравнения.
Опыт 1. «Воздействие температуры»
Цель: определить, как влияет температура на снег и лед.
Опыт 2. «Определение прозрачности»
Цель: определить прозрачность снега и льда с помощью цветных картинок.
Опыт 3. «Определение цвета»
Цель:определить цвет снега и льда путём сравнения с белым листом бумаги.
Опыт 4. «Определение запаха»
Цель: определить, имеют ли снег и лед запах.
IV. Физкультминутка.
Цель: снять эмоциональное напряжение детей.
V. Игра на внимание.
Цель: закрепить знания детей о свойствах снега и льда.
VI. Выводы детей.
Цель: обобщить знания, полученные на занятии после проведенных опытов.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что я вам сейчас покажу.
II. Создание игровой мотивации.
Воспитатель: (Вношу большой сосуд с водой) Вы знаете, что у меня в сосуде?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Дети, у матушки Водицы много детей. Сыновья - пар, лед, град, снег, дождь, дочери- снежинка, росинка. С летними детьми – дождем, росой – мы с вами уже знакомы. Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимних сыновьях матушки Водицы. А о каких – догадайтесь.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
(лед)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь.
(снег)
- О каких сыновьях матушки водицы говорится в этих загадках?
Дети: О льде, о снеге.
Воспитатель: Правильно. Лед и снег обладают многочисленными свойствами как общими, так и различающимися между собой. А узнать о них мы лучше всего сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы. Прежде чем мы отправимся в гости, оденем зимнюю одежду и валенки (дети имитируют движения). Отправляемся в путь. Закройте на минуту глаза и представьте себе ледяной дворец Снежной королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная королева. Вы ее не бойтесь. Хоть сердце у нее ледяное, душа теплая и добрая. Открывайте глаза. А вот и ледяная лаборатория. Посмотрите, как много льда и снега. Снежная королева предлагает нам сравнить свойства льда и снега. Вы согласны?
Дети: да.
III. Проведение опытов в лаборатории Снежной королевы.
Воспитатель:Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Снег мы будем изображать схематично в виде картинки со снежинкой,а лёд в виде кубиков льда. Поместим наши картинки с помощью магнитов на мольберт, и после каждого опыта под каждой из них будем выставлять результат, обозначенный соответствующим символом.
(На столах стоят прозрачные стаканчики с кубиками льда и комочками снега)
Воспитатель:
Опыт №1. «Воздействие температуры».
Ребята, как вы думаете, из чего образуются снег и лёд?
Дети: Из воды.
Воспитатель: А как мы можем это с вами проверить?
Дети: Надо снег и лёд взять в руки.
Воспитатель: Тогда проверим это предположение и проведем эксперимент. Положите на одну ладошку снег, а на другую – лед. Посмотрите на ладошки. Какие они? Что произошло?
Дети:Они мокрые.
Воспитатель:Обе ладошки мокрые? Почему? Что можно сказать про снег? А что про лед?
Дети:Лед и снег начали таять от тепла рук.
Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.
Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети: В тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду, значит, снег и лёд это - замёрзшая вода.
Воспитатель: Как мы должны отобразить это символом, куда мы его поместим?
Дети: символ с изображением термометра икапельки воды выставляем на мольберт на середину, так как это свойство общее для снега и льда.
Воспитатель:
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Ребята, я хочу предложить вам посмотреть, что у вас лежит на столах, подумать и сказать, как нам с помощью этих предметов определять прозрачность снега и льда.
Дети: На столах есть цветные картинки, можно на них положить снег и лёд.
Воспитатель:Правильно. Теперь положите кусочек льда и комочек снега на цветные картинки. И что же вы видите?
Дети: Под снегом картинку ка не видно, а подо льдом видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети:Лёд прозрачный, а снег – непрозрачный.
Воспитатель:Куда мы поместим наши символы?
Дети:на мольбертепод картинкой снег выставляемсимвол с изображением перечеркнутого глаза, а подо льдом – символ не перечеркнутого глаза.
IV. Физкультминутка.
Воспитатель:
Солнце небо греет слабо
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной бабы
(Руки на пояс, повороты туловища в стороны.)
Побелел морковный нос.
(Дети дотрагиваются до носа.)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом белоснежным серебром.
Воспитатель:
Опыт №3. «Определение цвета».
У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Посмотрите на них, что вы можете сказать о цвете льда?
Дети:У льда нет цвета.
Воспитатель: Правильно, лёд цвета не имеет. Он бесцветный (все вместе повторяем слово – бесцветный).
Воспитатель: А снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: А с чем мы можем сравнить снег?
Дети: С листом бумаги.
Воспитатель: Положите рядом со снегом листочек белой бумаги, что вы можете сказать?
Дети: Снег, как и бумага белого цвета.
Воспитатель: Куда мы поместим наши символы?
Дети:на мольберте под картинкой снег выставляем символ с изображением кляксы, а под картинкой лёд – клякса перечеркнутая.
Воспитатель:
Опыт №4. «Определение запаха».
Как можно провести этот опыт?
Дети: Понюхать снег и лёд.
Воспитатель: Поднесите снег и лёд к носу, скажите, они имеют запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Снег и лёд запаха не имеют.
Воспитатель: Как мы с вами обозначим это символами?
Дети:символ с изображением перечеркнутого носа выставляем на мольберте на середину между снегом и льдом, так как это свойство общее для них.
V. Выводы детей.
Воспитатель: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Дети:Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду (дети рассказывают по символам).
Воспитатель:Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).А чем они отличаются? Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
VI. Игра на внимание.
Воспитатель:А теперь, предлагаю сыграть в игру на внимания.
Игра: Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки с цветом красный и зеленый, красный цвет означает при ответе (нет, зеленый при ответе (да).
- Снег при таянии превращается в воду? (да)
- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)
- Лед прозрачный? (да)
- Лед рыхлый? (нет)
- Снег имеет запах? (нет)
Воспитатель: Ребята, но нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем до свидания Снежной королеве.
Итог.
Воспитатель:
- Вам понравилось путешествие (ответ детей)
-У кого мы были в гостях? (ответ детей)
-Что мы там делали (ответ детей)
- Для чего мы проводили опыты (ответ детей)
- Что нового вы узнали? (ответ детей)
- Где можем применить наши знания? (ответ детей)
- Сможете ли вы научить кого-либо проводить такие же опыты? (ответ детей)
Молодцы! Всем спасибо!