Лучший педагог года

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»

Татьяна Горячева
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны снега и льда“» размещена в разделах

учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав, посылка, игрушка Снеговик, снеговички – фишки, по 2 снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов:

- лед попадает в тепло – вода;

- снег попадает в тепло – вода;

- вода замерзает – лед.

Ход занятия:

Вос-ль:

Здравствуйте, дети! Вместе со мной к вам в гости пришел Снеговичок. Снег-к :

Здравствуйте, ребята!

Вос-ль:

Снеговичок, а почему ты пришел в гости именно к этим ребятам?

Снег-к :

Я услышал, что есть такой д/сад «Солнышко», а в нем живут веселые, добрые, как лучики солнца, дети. Я захотел их увидеть.

Вос-ль:

-Ну, что же, покажем Снеговику, какие мы веселые, добрые, умные. Так как у нас необычное занятие, то дети, которые будут отвечать, получат вот таких веселых снеговичков.

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

Вос-ль:

-О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму? Вам помогут иллюстрации. Ответы.

- А теперь послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. Ответы.

Вос-ль: А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Физкультминутка: А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Звучит фонограмма).

- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Стук в дверь).

-Кто-то стучится. Входите.

Снегурочка : Здравствуйте! Торопилась к вам, друзья,

Принесла посылку я.

Вос-ль: Спасибо! Интересно, от кого? Читаю: «От Деда Мороза».

Снегурочка, оставайся с нами.

Снег-ка : А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?

Ответы детей.

Вос-ль: Спасибо, Снегурочка, за посылку. Приходи к нам на Новый год.

(Открываю посылку)

-Чтобы узнать, что здесь, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.

Дети: Это лед.

Достаю кусочек льда и показываю детям. А что такое лед?

Дети: Это замерзшая вода.

Вос-ль: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт №1. «Определение цвета».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.

Вос-ль: А снег? – ответы детей.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. ( Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Воспитатель:

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика).

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Итог.

- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед …

- Молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста". Сентябрь. 1. «Свойства песка».

Разработка занятия для детей группы предшкольной подготовки. «Зимние явления. Снег и лёд» Занятие в группе детей предшкольной подготовки «Зимние явления. Снег и лёд»Образовательная область: познание Виды детской деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 21:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД