Марина Константинова
Конспект мастер-класса для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотели вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что, готовы? Начнем?
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? нет или Да?
-Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я понимаю вас господа
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
СЛАЙД №1
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
СЛАЙД№ 2
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
СЛАЙД № 3
Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…
СЛАЙД№ 4
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду приоритетней всех остальных. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
СЛАЙД № 5
Формы организации театрализованной деятельности могут быть различными - это
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Более подробно формы организации театрализованной деятельности описаны в памятках
СЛАЙД № 6
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
СЛАЙД № 7
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.
СЛАЙД № 8
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической практике предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
• настольный театр;
• стендовый;
• верховой;
• наручный;
• напольный;
• театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Все виды театров мы представили на нашей выставке, подробнее с ними вы сможете ознакомится в конце нашей встречи.
А сейчас, приглашаем Вас за кулисы театра
– Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.
СЛАЙД №10
Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.
- Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.
СЛАЙД № 11
(видеоролик).
СЛАЙД № 12
Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –это дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.
Для развития правильного дыхания можно использовать различные пособия, это «Листики», «Веселый дождик», «Бабочки» и тд. У Вас на столах лежат дудочки.
СЛАЙД №13
Следующий прием –это развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно, тембр речи (низкий-высокий, ритм речи, сила голоса (тихо-громко, логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово, эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.
К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.
• Давайте по очереди попробуем произнести слово «Театр» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.
• Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.
СЛАЙД № 14
Рано – рано выпал снег.
Удивился человек:
- Это снег? Не может быть!
На дворе? Не может быть!
На траве? Не может быть!
В октябре? Не может быть!
Неужели это снег?
Не поверил человек.
СЛАЙД № 15
В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно.
Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха
Упражнение «Песенка мышки».
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали Бом!
Мышь скатилась кувырком!
.
Либо под музыку Есть в лесу дом»
СЛАЙД
Следующий прием- это упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы.
Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль, а выбрать ее нам поможет вот этот кубик- веселый человечек
• Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.
• Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.
• Представьте себя могучим дубом.
• Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.
• Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.
• Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.
• Как падает снежинка.
• Волк крадётся за зайцем – не поймал.
• Кот на солнышке: жмурится, нежится.
• Сосулька.
• Я мыл посуду и случайно уронил чашку
• Как мама наряжается
• Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец
Я думаю, что все обдумали свои роли. Давайте встанем в круг, каждый выходит в центр, показывает с помощью пантомимы задание, а все остальные должны отгадать, что показал артист.
СЛАЙД№17
Итак после всей этой подготовки мы с вами подошли к самому сложному- театрализованному этюду.
Театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Представьте, что Мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?
Ну, попробуй, отгадай-ка,
быстро руку поднимай-ка,
отгадаешь ты, загадку,
сразу попадёшь ты, в сказку. (Кто отгадает загадку, уходит за ширму и переодевается.)
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
7. Развесёлая игрушка, а зовут его (Петрушка).
Ну а Петрушкой буду я (переодевается)
А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра- его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю им проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка.)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора смотреть нам представление,
Всем на удивление!
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. А как же называется она? Отгадайте – ка?
(обращается к зрителям)
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Шелком прошита,
Что за избушка это? ( ответы зрителей: Теремок)
СЛАЙД № 18
Петрушка: Вот стоит наш Теремок, (показывает на ширму)
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь –
в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят,
в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка: Познакомьтесь это - я,
по лесу брожу,
домишко я себе ищу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: А вот и лягушка прискакала.
Лягушка: Ква-ква я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка: Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка:
Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: Услыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Медведь: Бурый я, Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок.
Петушок: Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда так хорош!
Только в Терем не войдешь!
Петрушка: Ты оркестр собери.
Нам скорее покажи.
Петушок: Инструменты есть у нас,
Их скорей друзья берите
И свой номер покажите
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем. (раздаёт муз. инструменты)
Шумовой оркестр «Во саду ли в огороде» (минус нашла)
Петрушка :
Ждем от вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов.
Ведь артисты-то старались
Пусть слегка и растерялись.
Гостям в пояс поклонились,
Гости очень удивились.
Что этой сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
По цветочку вы возьмите (обращается к зрителям)
и артистам подарите.
Всем спасибо за внимание,
а артистам - До свидания.
СЛАЙД № 19
Давайте подведем итог нашей встрече
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Рефлексия
По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединкам которые находятся на стенде.