Лучший педагог года

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Лидия Игнатенко
«Театрализованная деятельность в детском саду»

Театрализованная деятельность в детском саду

Игнатенко Лидия Викторовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ №30 «Теремок»

Чтобы веселиться чужим весельем

и сочувствовать чужому горю, нужно уметь

с помощью воображения перенестись

в положение другого человека,

мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Публикация «„Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Содержание театрализованной деятельности

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет музыкальный руководитель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

• разучивание танцевальных композиций, песен на заданную тему,

• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• возрастные и полоролевые особенности.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр

для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (на плоской картине, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Г. В. Генов так классифицирует

виды театров для дошкольников :

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- «живых теней»;

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

Театр и родители

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Проект

«Неделя театра в детском саду»

Значение проекта: гармоничность психического и интеллектуального развития.

В работе использовались следующие приемы:

- психогимнастика;

- эмоционально-коммуникативные, актерские тренинги;

- элементы групповой психотерапии, которые знакомят с закономерностями творческого перевоплощения в образ;

- использование музыки, как средства психологической разгрузки;

- психологизация – передача особенностей поведения животных детьми;

- игровые упражнения;

- игры – драматизации;

- речевая гимнастика;

- коммуникативные игры;

- игровые тренинги;

- диагностика.

Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность педагога и детей.

Первый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Работать над проектом начали во всех дошкольных группах.

В соответствии с возрастными особенностями детей данных групп, была смоделирована ситуация – детям были предложены детские художественные произведения и предоставлена возможность сочинить и «поиграть» в новые сказки.

Познавательная деятельность, психогимнастика, наличие театральных уголков способствовали вхождению в образ.

Второй шаг: определение цели, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Целью проектной деятельности стала постановка спектаклей.

Третий шаг: планирование деятельности при участии взрослых как партнеров и определение средств реализации проекта.

Дети подготовительных групп уже умеют планировать свою деятельность, владеют приемами моделирования и это помогло разработать план, составить схему работы над сказкой, в которой была отражена вся деятельность :

- обозначить героев;

- подготовить декорации и костюмы;

- «создать» иллюстрированные книги, изготовить различные виды театров;

- разучить роли, песни, танцы.

Итог – показ спектаклей.

Подготовка и постановка спектаклей прошла через все виды деятельности :

Познавательно-речевая деятельность.

- мы познакомились со сказками в различных обработках;

- создали план – схему подготовки к театральным постановкам, схему участников работы над спектаклем;

- читали детскую литературу;

- упражнялись в составлении загадок по методу Нестеренко.

Продуктивная деятельность.

- разработаны эскизы декораций;

- созданы эскизы костюмов;

- изготовлены различные виды театров;

- нарисованы театральные афиши.

Театрализованная деятельность.

- разыграны театральные этюды и упражнения для развития выразительности движений, речи;

- подобраны и разучены номера песен, танцев к спектаклю.

К реализации проекта были привлечены и родители (исполнение ролей, изготовление реквизита и декораций, костюмов).

Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка, но и взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые и дети - открытости, непосредственности, искренности.

Четвертый шаг: обсуждение результата, хода работы, выяснение причин успехов и неудач.

Поставленные спектакли записаны на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но и обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движения, жесты, мимика, интонации; оценить «со стороны зрителя» созданные декорации и костюмы.

Пятый шаг: определение перспективы развития проекта.

После совместного обсуждения итогов театральной недели на педсовете, было принято решение организовать показ сказок не только малышам и родителям, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада.

Результаты проекта:

1. работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;

2. развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);

3. повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;

4. работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;

5. повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта.

Определенного результата достигли и педагоги ДОУ. Реализуя одну из основных задач годового плана: «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и компетентности пронизывало весь учебно-воспитательный процесс.

Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в детском саду Воспитательные возможности театрализованной деятельности широ-ки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

Мастер-класс. Театрализованная деятельность в детском садуМастер-класс. Театрализованная деятельность в детском саду АКТУАЛЬНОСТЬ моего мастер – класса заключается в том, что в условиях перехода на ФГОС ДО и в соответствии с целевыми ориентирами, которые.

Проект «Театрализованная деятельность в детском саду»Проект «Театрализованная деятельность в детском саду» Актуальность Дети, поступающие в группу с ОНР, замкнуты и не уверенны в себе. Не развиты коммуникативные качества, речь, память, воображение.

Театрализованная деятельность в детском саду.Театрализованная деятельность в детском саду. Театрализация в детском саду-одно из любимых занятий моих воспитанников. В детских глазках появляется живой огонек при только лишь упоминании.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение.

Театрализованная деятельность в детском саду Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Театрализованные игры позволяют решать.

Театрализованная деятельность в детском саду (фотоотчет)Театрализованная деятельность в детском саду (фотоотчет) Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду В последнее время в нашем современном обществе резко повысился престиж научного знания. Родители.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческих способностей ребенка, воспитание всесторонне развитой.

Театрализованная деятельность в детском саду. Сказка «Курочка Ряба» Сказка «Курочка Ряба» Ведущая. Дед и Баба, возле речки Жили в домике своём. Дед лежал-всегда на печке. Ну, а Баба - то сведром, То за прялкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 31 мая 2017 в 19:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД