Лидия Игнатенко
«Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду
Игнатенко Лидия Викторовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ №30 «Теремок»
Чтобы веселиться чужим весельем
и сочувствовать чужому горю, нужно уметь
с помощью воображения перенестись
в положение другого человека,
мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов
Публикация «„Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Содержание театрализованной деятельности
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет музыкальный руководитель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
• разучивание танцевальных композиций, песен на заданную тему,
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и полоролевые особенности.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр
для детей дошкольного возраста.
Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (на плоской картине, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Г. В. Генов так классифицирует
виды театров для дошкольников :
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- «живых теней»;
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного исполнителя.
Театр и родители
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Проект
«Неделя театра в детском саду»
Значение проекта: гармоничность психического и интеллектуального развития.
В работе использовались следующие приемы:
- психогимнастика;
- эмоционально-коммуникативные, актерские тренинги;
- элементы групповой психотерапии, которые знакомят с закономерностями творческого перевоплощения в образ;
- использование музыки, как средства психологической разгрузки;
- психологизация – передача особенностей поведения животных детьми;
- игровые упражнения;
- игры – драматизации;
- речевая гимнастика;
- коммуникативные игры;
- игровые тренинги;
- диагностика.
Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность педагога и детей.
Первый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Работать над проектом начали во всех дошкольных группах.
В соответствии с возрастными особенностями детей данных групп, была смоделирована ситуация – детям были предложены детские художественные произведения и предоставлена возможность сочинить и «поиграть» в новые сказки.
Познавательная деятельность, психогимнастика, наличие театральных уголков способствовали вхождению в образ.
Второй шаг: определение цели, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Целью проектной деятельности стала постановка спектаклей.
Третий шаг: планирование деятельности при участии взрослых как партнеров и определение средств реализации проекта.
Дети подготовительных групп уже умеют планировать свою деятельность, владеют приемами моделирования и это помогло разработать план, составить схему работы над сказкой, в которой была отражена вся деятельность :
- обозначить героев;
- подготовить декорации и костюмы;
- «создать» иллюстрированные книги, изготовить различные виды театров;
- разучить роли, песни, танцы.
Итог – показ спектаклей.
Подготовка и постановка спектаклей прошла через все виды деятельности :
Познавательно-речевая деятельность.
- мы познакомились со сказками в различных обработках;
- создали план – схему подготовки к театральным постановкам, схему участников работы над спектаклем;
- читали детскую литературу;
- упражнялись в составлении загадок по методу Нестеренко.
Продуктивная деятельность.
- разработаны эскизы декораций;
- созданы эскизы костюмов;
- изготовлены различные виды театров;
- нарисованы театральные афиши.
Театрализованная деятельность.
- разыграны театральные этюды и упражнения для развития выразительности движений, речи;
- подобраны и разучены номера песен, танцев к спектаклю.
К реализации проекта были привлечены и родители (исполнение ролей, изготовление реквизита и декораций, костюмов).
Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка, но и взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые и дети - открытости, непосредственности, искренности.
Четвертый шаг: обсуждение результата, хода работы, выяснение причин успехов и неудач.
Поставленные спектакли записаны на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но и обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движения, жесты, мимика, интонации; оценить «со стороны зрителя» созданные декорации и костюмы.
Пятый шаг: определение перспективы развития проекта.
После совместного обсуждения итогов театральной недели на педсовете, было принято решение организовать показ сказок не только малышам и родителям, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада.
Результаты проекта:
1. работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);
3. повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;
4. работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;
5. повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта.
Определенного результата достигли и педагоги ДОУ. Реализуя одну из основных задач годового плана: «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников».
Повышение профессионального мастерства и компетентности пронизывало весь учебно-воспитательный процесс.
Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.