МААМ-картинки

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Татьяна Дылюк
Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольник – это прежде всего деятель,

Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт

возникающих разнообразных

инициатив в решении доступных задач

жизни и деятельности

Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Публикация «Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ОУ сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.

Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

• Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

• Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

• Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Посещая ГПП гимназии, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Образовательная среда ГПП позволяет:

— ребенку — самореализоваться в процессе разнообразной детской деятельности;

— педагогам — творчески подойти к выработке индивидуально-личностной модели воспитания, эффективного стиля общения с детьми, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и личностных качеств педагога. [Л1]

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. Педагоги проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в ГПП МОУ «Гимназия №1» в своей работе с воспитанниками педагоги используют различные технологии :

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Технологии проектной деятельности.

3. Технологии исследовательской деятельности.

4. Личностно ориентированные технологии.

5. Социоигровые технологии.

Остановлюсь на некоторых из них.

Мы активно используем технологию проектной деятельности, т. к. она позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа нашими педагогами над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и интересным. Наши воспитанники приобретают опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, развивают творческое мышление, самодисциплину, культуру речи, и дети и педагоги развивают навыки общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Главное мы помним, что метод проектов нацелен не только на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. К реализации проектов педагоги гимназии привлекают родителей. Они помогают детям собрать и оформить материалы. Слайд9

В гимназии (ГПП) накоплен достаточно большой опыт по внедрению проектной деятельности, который был представлен на муниципальном районном методическом объединении для педагогов, на гимназической конференции «ЗУБР», секция «ЗУБРЁНОК» Слайд10

Педагогами и воспитанниками ГПП были изучены различные темы: "Лук- лучший друг", " Что такое портрет?", "Города - герои", "Удивительный космос", "Волшебная фасоль", "Мой четвероногий друг -кошка", "А что же там в Гимназии?" и много других. Слайд11

В воспитательно-образовательном процессе принципиально важной стороной для применения педагогических технологии является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Мы, взрослые в общении с детьми придерживаемся положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Здесь надо отметить расширение сферы партнерских отношений родителей и детей, привлечения родителей к участию деятельности ОУ. (слайды) Все мероприятия, проводимые в ГПП, обязательно проводятся с участием родителей, но не как сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками. В связи с этим мы понимаем, что в процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, потому что сотрудничая с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Это также одна из форм поддержки детской инициативы.

Одна из технологий по поддержке детской инициативы и самостоятельности- является «Детский совет».

Цели: Создать эмоциональный настрой на весь день; создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Одной из эффективных форм работы «Детского совета» является групповой сбор.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора:

• формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

• обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

• формирование мотивации к предстоящей деятельности;

• представление информации на текущий день и планирование деятельности;

• осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор мы проводим в кругу, сидя на ковре или на стульчиках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводим для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В течение дня групповых сборов может быть несколько.

Результатом применения технологий, способствующих проявлению инициативы и самостоятельности становятся принципы, которые так или иначе возникают в процессе работы и которые должны стать ориентирами того, к чему нужно стремиться :

«Успех гарантирован» — любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

«Успех каждого — успех общего дела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

Поддержка гуманитарной инициативы по принципу : «Научился сам — научу другого» — стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

— Мотивированная интеграция детей и взрослых — обьединение и мотивация педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества. [ И2]

Чтобы достичь положительных результатов нужно изменить мировоззрение педагога, направить его в нужное русло. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится. [ Л2]

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Литература:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — С. 30–35.

Интернет- ресурс:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/18/individualizatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-0

2. https://direktoria.org/konferencia/pub/6029

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_90k95.pptx | 9396,71 Кб
 
Публикации по теме:

Технологии поддержки и развития детской инициативы .В своей профессиональной деятельности использую технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности: организую.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для воспитателей «Развитие детской самостоятельности и инициативы» Развитие детской самостоятельности и инициативы Одной из задач дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным.

Презентация «Технологии поддержки инициативности детей младшего дошкольного возраста» В ФГОС указывается что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативности детей в разных видах деятельности.

Проект на тему «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей» «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей» Выполнила: воспитатель высшей категории Анастасия Николаевна Цайтлер.

Проект поддержки детской инициативы в первой младшей группе «В гостях у сказки» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Проект поддержки детской инициативы в 1 младшей группе «В гостях у сказки» Составитель: воспитатель.

Развитие детской инициативы и самостоятельностиРазвитие детской инициативы и самостоятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Детская.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчестваОрганизация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Способы и направления поддержки детской инициативы С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ФГОС выделены основные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 12:55
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД