Лучший педагог года

Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества (11 фото)

Татьяна Тихонова
Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества

Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение инициатива, инициативность. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. По определению в "Советском энциклопедическом словаре", инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности по выбору и интересам, что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребнка в детском саду. Поэтому так важно задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности решать уже в работе с дошкольниками. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Е. И. Тихеева Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организационным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, «для развития возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». В соответствии с требованиями ФГОС ДО для максимально эффективной поддержки детской инициативы, организация пространства должно обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. Она должна быть содержательно- насыщенной, отвечать принципам трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности для ребенка. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и творчества. В своей группе я стараюсь создавать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности и творчества ребенка. Уже при входе в группу создан уголок «Здравствуйте, я пришел! Мое настроение», где ребенок переворачивает свою фотографию и сам обозначает свое настроение соответствующим смайликом на начало дня, но в течение дня настроение и естественно смайлик может меняться. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор провожу в кругу, сидя на ковре. Круг достаточно большой, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. В месте проведения группового сбора сосредоточены такие дидактические средства, как календарь природы, погоды, модель недели, месяца, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Дети самостоятельно предлагают тему дня, что их интересует и чем они хотят заняться в течение дня. Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей, создан уголок выбора или инициативы ребенка «Мне хотелось бы сегодня». Он представляет собой зонтик, подвешенный к потолку, на прищепках в центре фотографии каждого ребенка, а вокруг, на рисунках изображены виды деятельности, дети вделают выбор, чем они хотели бы заниматься. Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Для поддержки детской инициативы мною создан центр «Юные исследователи», где дети с удовольствием находят занятие по душе. Здесь имеется природный материал, весы, различные виды почвы, модель солнечной системы, пробирки, пинцеты, компасы, лупы, микроскопы, глобусы, карты России мира, наборы для экспериментирования с магнитом, с водой, со звуком, с цветом и много др. Для проведения опытов детьми в группе расположены алгоритмы различных опытов и материалы для их проведения. Тут же располагается стол «Умной книги» на нем подобраны различные энциклопедии, некоторые дети приносят сами. Здесь они могут, как найти ответы на вопросы, так и заинтересоваться чем-то более глубже. Например, провести какой-то опыт или на основе интересующего ответа на вопрос сделать, совместно с взрослыми, детский проект. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Именно поэтому в своей работе над некоторыми проектами совместно с детьми и их родителями мы создаем макеты, материалы, мини-музеи, как творческий продукт проекта, которые в дальнейшем дети могут использовать в игре и самостоятельной деятельности со сверстниками. По инициативе детей были представлены детские проекты : «Птицы», «Планеты Солнечной системы», «Мой любимый домашний питомец». Одним их моментов творчества и детской инициативы является коллекционирование. «Коллекционирование» - еще одна из эффективных форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. В нашей группе имеется полочка коллекций, они пополняются и меняются. При этом дети знакомятся с каждым новым экспонатом – историей создания, где сделан предмет и из какого материала. Дети с удовольствием приносят свои коллекции из дома и рассказывают о ней своим друзьям. Это коллекции открыток, марок, разных коллекционных игрушек, ракушек и еще множество других. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. В центре сюжетно-ролевых игр находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Ферма», «Супермаркет» «Кафе», «Дом моделей», «Академия здоровья» и др., они располагаются на полочках в прозрачных контейнерах с наклеенными условными обозначениями, ширмы, различные модули, все это легко переносится и дети могут организовать игру в любом месте группы, также здесь находятся бейджики, маски, обозначающие разные профессии, дети могут примерить на себя любую профессию. Дети самостоятельно разворачивают игровые действия, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Необходимым элементом в РППС является размещение работ по изобразительной деятельности. В группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы, по своему желанию. В уголках находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. На стене располагается «Дерево знаний», которое меняется по сезонам, в нем живет птичка «Всезнайка», которая приносит ответы на любые вопросы, дети пишут либо рисуют дома, в детском саду вопросы и кладут и в кармашек красного цвета, а ответ получают в кармашке зеленого цвета. Иногда трудно сразу найти ответ на вопрос ребенка, поэтому я вместе с ребятами могу обратиться к нашему дереву, спросить у «Всезнайки» ответ. Одним из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников – это театральная деятельность. С одной стороны, творческая деятельность дает широкие возможности для развития инициативы, а с другой - само творчество является высшей формой проявления самостоятельности. Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности созданы: «Уголок ряжения», «Уголок масок», Уголок декораций», «Уголок музыки» разнообразные виды театров, различные ширмы и т. д. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами. Я думаю, что среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, что стимулирует творческую активность детей, побуждает к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Итак, правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества. А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация

Публикация «Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества» размещена в разделах

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение инициатива инициативность Инициативность частный случай самостоятельности стремление к инициативе изменение форм деятельности или уклада жизни Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека Инициатива инициативность активность в начинании активность продвигать начинания запускать новые дела вовлекая туда окружающих людей Инициативность проявляется во всех видах деятельности но ярче всего в общении предметной деятельности игре экспериментировании Это важнейший показатель детского интеллекта его развития В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности пытливости ума изобретательности Инициативного ребенка отличает содержательность интересов Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности по выбору и интересам что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребнка в детском саду Поэтому так важно задачу формирования активной самостоятельной творческой личности решать уже в работе с дошкольниками
Публикации по теме:

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные.

Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.

Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы» Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка».

Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» Презентация на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС" (На раннем возрасте) (Слайд 2) В Конституции.

О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.

Проект поддержки детской инициативы в первой младшей группе «В гостях у сказки» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Проект поддержки детской инициативы в 1 младшей группе «В гостях у сказки» Составитель: воспитатель.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Способы и направления поддержки детской инициативы С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ФГОС выделены основные.

Театрализованные игры — как средство развития детской инициативы Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 21:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД