Получи документы

Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ

Людмила Сорокина
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ

СЕМИНАР

«Технологические аспекты деятельности воспитателя

по реализации программы воспитания ДОУ»

1 слайд: С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании.

Закон о воспитании, который приняла Госдума в сентябре, озадачил многих: касаются ли новые положения детских садов и зачем разрабатывать программу воспитания, если педагоги и так проводят воспитательную работу с дошкольниками. На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации.

Публикация «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ» размещена в разделах

Рассмотрим основные понятиям, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.

2 слайд:[/b] Закон о воспитании – это условное название Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Его разработали во исполнении Указа Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

3 слайд: Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

4 слайд: Новый закон уточнил понятие воспитания.

В действующей редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" делается акцент на деятельностный подход к воспитанию, которое обязательно должно быть патриотической и гражданской направленности. Необходимо развивать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само-и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам. Об этом говориться в п. 2. ст. 2. ФЗ №273-ФЗ.

5 слайд: Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.

Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?

Связано это с тем, что требования ФЗ «Об образовании» едины для всех образовательных организаций, в том числе и детских садов. Это же касается требования разработать рабочую программу воспитания.

С одной стороны, мы понимаем, что выполнение этих требований станет основанием для нового направления контроля и надзора за деятельностью дошкольных организаций. С другой стороны, рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.

Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.

Рабочая программа воспитания – часть ООП ДО, принципам, целям, задачам и содержанию которой она не должна противоречить. Поэтому в структуре рабочей программы воспитания предусмотрены целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой и организационный разделы вы изучите самостоятельно. Остановимся более подробно на содержательном разделе.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в

рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле (всего их 5). Содержание деятельности реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.

6 слайд: 1. Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»

Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых

принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые

обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего ДОУ социума («Трудовой десант»);

- участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных

значимым отечественным и международным событиям («День Земли»,

«День друзей», «День птиц»).

На уровне ДОУ

- общие праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ («День воспитателя и всех дошкольных работников», «День защиты детей», «Конкурсы чтецов», «День здоровья»);

- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом

воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие

приобретение ими новых социальных статусов в ДОУ и развивающие образ «Я», его детализацию;

- церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,

соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.

На уровне групп

- участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День

именинника»).

На индивидуальном уровне

- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и

проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,

старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;

- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.

7 слайд: 2. Модуль «Первые шаги в мире профессий (ранняя профориентация)»

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий,

ознакомление с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- экскурсии на предприятия города (детский сад, школа, Отдел детской литературы Центральной городской библиотеки, Медвежьегорский районный музей, Городской центр культуры и досуга, предприятия торговли (магазины, ГКУ РК «Отряд противопожарной службы», предприятия железнодорожного транспорта, ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», ГИБДД, ООО «Карельские узоры», парикмахерская);

- «Пресс-конференции» – встречи с представителями различных

профессий, в ходе которых дети имеют возможность узнать о специфике

различных профессий, задать интересующие их вопросы.

На уровне ДОУ

- работа творческих групп педагогов ДОУ по теме «Ранняя

профориентация детей дошкольного возраста» – разработка программ,

создание электронного «Портфолио профессий», картотек,

консультационного материала по ранней профориентации дошкольников;

- выставки детского творчества («Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я хочу быть» и т. д.);

- музыкально-физкультурные развлечения, посвященные

профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День

воспитателя и всех дошкольных работников.

На уровне групп

- организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;

- чтение художественной литературы – знакомство с произведениями,

отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими

стихами, пословицами, поговорками;

- игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с

профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,

игры-квесты, игры-драматизации;

- просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с

профессиями средствами ИКТ;

- хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и

взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию

элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств

личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;

- «Мастерская профессий» – совместное с детьми изготовление

атрибутов к играм, конструирование, оформление лэпбуков по профессиям.

На индивидуальном уровне

- проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в

целостный образовательный процесс и дает возможность построить

взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

8 слайд: 3. Модуль «Земля – наш общий дом»

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- совместные мероприятия с ГКУ «Медвежьегорское центральное

лесничество» – ООД, развлечения («День Земли», акции («Покормите птиц зимой»);

- целевые прогулки, экскурсии (в городской и железнодорожный парк).

На уровне ДОУ

- работа творческой группы педагогов ДОУ по теме «Экологическая тропа в детском саду» – создание электронных картотек («Комнатные растения», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Перелетные птицы» и т. д.); разработка плана мероприятий с детьми на экологической тропе, консультационного материала по экологическому воспитанию дошкольников;

- выставки детского творчества («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поэзия природы» и т. д.);

- участие в природоохранном социально-образовательном проекте

«Эколята-Дошколята»;

- КВН, викторины («Знатоки Природы», «Загадки Природы» и т. д.).

На уровне групп

- чтение художественной литературы природоведческого содержания

(В. Бианки, Е. И. Чарушин, М. Пришвин и тд.);

- изготовлению самодельных книг, организации выставок;

- моделирование ситуаций («Правила поведения в лесу», «Чтобы не

случилось беды» и т. д.);

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- инсценировка сказок экологического содержания.

На индивидуальном уровне

- беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.

9 слайд: 4. Модуль «Диалог культур (поликультурное воспитание)»

Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание,

включающее организацию и содержание педагогического процесса, в

котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания

положительного отношения к представителям других национальностей.

Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в

национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и

деятельностном уровнях.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне ДОУ

- выставки детского творчества («Разноцветный хоровод»);

- фестиваль костюмов народов мира.

На уровне групп

- знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;

- мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного

сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).

На индивидуальном уровне

- беседы;

- рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.

Я предлагаю использовать в работе по данному модулю КТП по программе «Диалог культур» (раздать)

10 слайд: 5. Модуль «Взаимодействие с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне ДОУ

- Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и

социализации их детей;

- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;

- консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители

могут получать консультации, рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;

- участие родителей (законных представителей) в подготовке и

проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8

марта, День матери, выпускной бал).

На групповом уровне

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы

возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать

занятия и другие режимные моменты для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и

воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и

групповых мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.

Календарный план воспитательной работы в группах должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ.

Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.

Программа воспитания в ДОУ — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка.

Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:

- чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,

- воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.

В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Закончить семинар хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 12:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД