Папки-передвижки

Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ

Людмила Сорокина
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР

«Технологические аспекты деятельности воспитателя

по реализации программы воспитания ДОУ»

1 слайд: С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании.

Закон о воспитании, который приняла Госдума в сентябре, озадачил многих: касаются ли новые положения детских садов и зачем разрабатывать программу воспитания, если педагоги и так проводят воспитательную работу с дошкольниками. На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации.

Публикация «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ» размещена в разделах

Рассмотрим основные понятиям, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.

2 слайд:[/b] Закон о воспитании – это условное название Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Его разработали во исполнении Указа Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

3 слайд: Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

4 слайд: Новый закон уточнил понятие воспитания.

В действующей редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" делается акцент на деятельностный подход к воспитанию, которое обязательно должно быть патриотической и гражданской направленности. Необходимо развивать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само-и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам. Об этом говориться в п. 2. ст. 2. ФЗ №273-ФЗ.

5 слайд: Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.

Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?

Связано это с тем, что требования ФЗ «Об образовании» едины для всех образовательных организаций, в том числе и детских садов. Это же касается требования разработать рабочую программу воспитания.

С одной стороны, мы понимаем, что выполнение этих требований станет основанием для нового направления контроля и надзора за деятельностью дошкольных организаций. С другой стороны, рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.

Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.

Рабочая программа воспитания – часть ООП ДО, принципам, целям, задачам и содержанию которой она не должна противоречить. Поэтому в структуре рабочей программы воспитания предусмотрены целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой и организационный разделы вы изучите самостоятельно. Остановимся более подробно на содержательном разделе.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в

рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле (всего их 5). Содержание деятельности реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.

6 слайд: 1. Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»

Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых

принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые

обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего ДОУ социума («Трудовой десант»);

- участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных

значимым отечественным и международным событиям («День Земли»,

«День друзей», «День птиц»).

На уровне ДОУ

- общие праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ («День воспитателя и всех дошкольных работников», «День защиты детей», «Конкурсы чтецов», «День здоровья»);

- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом

воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие

приобретение ими новых социальных статусов в ДОУ и развивающие образ «Я», его детализацию;

- церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,

соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.

На уровне групп

- участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День

именинника»).

На индивидуальном уровне

- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и

проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,

старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;

- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.

7 слайд: 2. Модуль «Первые шаги в мире профессий (ранняя профориентация)»

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий,

ознакомление с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- экскурсии на предприятия города (детский сад, школа, Отдел детской литературы Центральной городской библиотеки, Медвежьегорский районный музей, Городской центр культуры и досуга, предприятия торговли (магазины, ГКУ РК «Отряд противопожарной службы», предприятия железнодорожного транспорта, ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», ГИБДД, ООО «Карельские узоры», парикмахерская);

- «Пресс-конференции» – встречи с представителями различных

профессий, в ходе которых дети имеют возможность узнать о специфике

различных профессий, задать интересующие их вопросы.

На уровне ДОУ

- работа творческих групп педагогов ДОУ по теме «Ранняя

профориентация детей дошкольного возраста» – разработка программ,

создание электронного «Портфолио профессий», картотек,

консультационного материала по ранней профориентации дошкольников;

- выставки детского творчества («Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я хочу быть» и т. д.);

- музыкально-физкультурные развлечения, посвященные

профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День

воспитателя и всех дошкольных работников.

На уровне групп

- организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;

- чтение художественной литературы – знакомство с произведениями,

отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими

стихами, пословицами, поговорками;

- игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с

профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,

игры-квесты, игры-драматизации;

- просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с

профессиями средствами ИКТ;

- хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и

взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию

элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств

личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;

- «Мастерская профессий» – совместное с детьми изготовление

атрибутов к играм, конструирование, оформление лэпбуков по профессиям.

На индивидуальном уровне

- проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в

целостный образовательный процесс и дает возможность построить

взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

8 слайд: 3. Модуль «Земля – наш общий дом»

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне социума

- совместные мероприятия с ГКУ «Медвежьегорское центральное

лесничество» – ООД, развлечения («День Земли», акции («Покормите птиц зимой»);

- целевые прогулки, экскурсии (в городской и железнодорожный парк).

На уровне ДОУ

- работа творческой группы педагогов ДОУ по теме «Экологическая тропа в детском саду» – создание электронных картотек («Комнатные растения», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Перелетные птицы» и т. д.); разработка плана мероприятий с детьми на экологической тропе, консультационного материала по экологическому воспитанию дошкольников;

- выставки детского творчества («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поэзия природы» и т. д.);

- участие в природоохранном социально-образовательном проекте

«Эколята-Дошколята»;

- КВН, викторины («Знатоки Природы», «Загадки Природы» и т. д.).

На уровне групп

- чтение художественной литературы природоведческого содержания

(В. Бианки, Е. И. Чарушин, М. Пришвин и тд.);

- изготовлению самодельных книг, организации выставок;

- моделирование ситуаций («Правила поведения в лесу», «Чтобы не

случилось беды» и т. д.);

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- инсценировка сказок экологического содержания.

На индивидуальном уровне

- беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.

9 слайд: 4. Модуль «Диалог культур (поликультурное воспитание)»

Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание,

включающее организацию и содержание педагогического процесса, в

котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания

положительного отношения к представителям других национальностей.

Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в

национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и

деятельностном уровнях.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне ДОУ

- выставки детского творчества («Разноцветный хоровод»);

- фестиваль костюмов народов мира.

На уровне групп

- знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;

- мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного

сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).

На индивидуальном уровне

- беседы;

- рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.

Я предлагаю использовать в работе по данному модулю КТП по программе «Диалог культур» (раздать)

10 слайд: 5. Модуль «Взаимодействие с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.

Основные формы и содержание деятельности:

На уровне ДОУ

- Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и

социализации их детей;

- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;

- консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители

могут получать консультации, рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;

- участие родителей (законных представителей) в подготовке и

проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8

марта, День матери, выпускной бал).

На групповом уровне

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы

возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать

занятия и другие режимные моменты для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и

воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и

групповых мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.

Календарный план воспитательной работы в группах должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ.

Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.

Программа воспитания в ДОУ — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка.

Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:

- чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,

- воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.

В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Закончить семинар хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 12:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сорокина (УИ 82359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД