Людмила Сорокина
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР
«Технологические аспекты деятельности воспитателя
по реализации программы воспитания ДОУ»
1 слайд: С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании.
Закон о воспитании, который приняла Госдума в сентябре, озадачил многих: касаются ли новые положения детских садов и зачем разрабатывать программу воспитания, если педагоги и так проводят воспитательную работу с дошкольниками. На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации.
Публикация «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ» размещена в разделах
Рассмотрим основные понятиям, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.
2 слайд:[/b] Закон о воспитании – это условное название Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Его разработали во исполнении Указа Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
3 слайд: Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
4 слайд: Новый закон уточнил понятие воспитания.
В действующей редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" делается акцент на деятельностный подход к воспитанию, которое обязательно должно быть патриотической и гражданской направленности. Необходимо развивать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само-и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам. Об этом говориться в п. 2. ст. 2. ФЗ №273-ФЗ.
5 слайд: Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.
Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?
Связано это с тем, что требования ФЗ «Об образовании» едины для всех образовательных организаций, в том числе и детских садов. Это же касается требования разработать рабочую программу воспитания.
С одной стороны, мы понимаем, что выполнение этих требований станет основанием для нового направления контроля и надзора за деятельностью дошкольных организаций. С другой стороны, рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.
Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.
Рабочая программа воспитания – часть ООП ДО, принципам, целям, задачам и содержанию которой она не должна противоречить. Поэтому в структуре рабочей программы воспитания предусмотрены целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой и организационный разделы вы изучите самостоятельно. Остановимся более подробно на содержательном разделе.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле (всего их 5). Содержание деятельности реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.
6 слайд: 1. Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»
Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых
принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне социума
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего ДОУ социума («Трудовой десант»);
- участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных
значимым отечественным и международным событиям («День Земли»,
«День друзей», «День птиц»).
На уровне ДОУ
- общие праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ («День воспитателя и всех дошкольных работников», «День защиты детей», «Конкурсы чтецов», «День здоровья»);
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в ДОУ и развивающие образ «Я», его детализацию;
- церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.
На уровне групп
- участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День
именинника»).
На индивидуальном уровне
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и
проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.
7 слайд: 2. Модуль «Первые шаги в мире профессий (ранняя профориентация)»
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий,
ознакомление с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне социума
- экскурсии на предприятия города (детский сад, школа, Отдел детской литературы Центральной городской библиотеки, Медвежьегорский районный музей, Городской центр культуры и досуга, предприятия торговли (магазины, ГКУ РК «Отряд противопожарной службы», предприятия железнодорожного транспорта, ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», ГИБДД, ООО «Карельские узоры», парикмахерская);
- «Пресс-конференции» – встречи с представителями различных
профессий, в ходе которых дети имеют возможность узнать о специфике
различных профессий, задать интересующие их вопросы.
На уровне ДОУ
- работа творческих групп педагогов ДОУ по теме «Ранняя
профориентация детей дошкольного возраста» – разработка программ,
создание электронного «Портфолио профессий», картотек,
консультационного материала по ранней профориентации дошкольников;
- выставки детского творчества («Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я хочу быть» и т. д.);
- музыкально-физкультурные развлечения, посвященные
профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День
воспитателя и всех дошкольных работников.
На уровне групп
- организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;
- чтение художественной литературы – знакомство с произведениями,
отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими
стихами, пословицами, поговорками;
- игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с
профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,
игры-квесты, игры-драматизации;
- просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с
профессиями средствами ИКТ;
- хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и
взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию
элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств
личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;
- «Мастерская профессий» – совместное с детьми изготовление
атрибутов к играм, конструирование, оформление лэпбуков по профессиям.
На индивидуальном уровне
- проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс и дает возможность построить
взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
8 слайд: 3. Модуль «Земля – наш общий дом»
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.
Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне социума
- совместные мероприятия с ГКУ «Медвежьегорское центральное
лесничество» – ООД, развлечения («День Земли», акции («Покормите птиц зимой»);
- целевые прогулки, экскурсии (в городской и железнодорожный парк).
На уровне ДОУ
- работа творческой группы педагогов ДОУ по теме «Экологическая тропа в детском саду» – создание электронных картотек («Комнатные растения», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Перелетные птицы» и т. д.); разработка плана мероприятий с детьми на экологической тропе, консультационного материала по экологическому воспитанию дошкольников;
- выставки детского творчества («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поэзия природы» и т. д.);
- участие в природоохранном социально-образовательном проекте
«Эколята-Дошколята»;
- КВН, викторины («Знатоки Природы», «Загадки Природы» и т. д.).
На уровне групп
- чтение художественной литературы природоведческого содержания
(В. Бианки, Е. И. Чарушин, М. Пришвин и тд.);
- изготовлению самодельных книг, организации выставок;
- моделирование ситуаций («Правила поведения в лесу», «Чтобы не
случилось беды» и т. д.);
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- инсценировка сказок экологического содержания.
На индивидуальном уровне
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.
9 слайд: 4. Модуль «Диалог культур (поликультурное воспитание)»
Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание,
включающее организацию и содержание педагогического процесса, в
котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания
положительного отношения к представителям других национальностей.
Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в
национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и
деятельностном уровнях.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне ДОУ
- выставки детского творчества («Разноцветный хоровод»);
- фестиваль костюмов народов мира.
На уровне групп
- знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;
- мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного
сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).
На индивидуальном уровне
- беседы;
- рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.
Я предлагаю использовать в работе по данному модулю КТП по программе «Диалог культур» (раздать)
10 слайд: 5. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне ДОУ
- Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;
- консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители
могут получать консультации, рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;
- участие родителей (законных представителей) в подготовке и
проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8
марта, День матери, выпускной бал).
На групповом уровне
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать
занятия и другие режимные моменты для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и
воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и
групповых мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Календарный план воспитательной работы в группах должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ.
Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.
Программа воспитания в ДОУ — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка.
Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:
- чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,
- воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.
В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.
Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Закончить семинар хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».