Получи документы

Технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой

Юлия Плешкова
Технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой

Алла Генриховна Арушанова отмечает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстником. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности).

Публикация «Технология развития диалогического общения А, Г, Арушановой» размещена в разделах

Цель этой технологии : Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями

Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме.». Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником. В игре «Разведчики» играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем.»). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-ин-сценировкам, играм-драматизациям, сюжетно-дидактическим играм. Следует отметить, что наибольшую ценность представляет прежде всего игра-импровизация по мотивам сказки. В игре-импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Еж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»).

Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. При этом мы учитывали, что из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта и сочинение по набору игрушек. В сценариях предусмотрены многочисленные ситуации, в которых педагог побуждает детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «Кто встречался в лесу с зайцем?», «У кого дома жил ежик?», «Расскажите, как вы кормили в парке белочку». Педагог будит ассоциации, рассказывая детям смешные и интересные истории из личной жизни. В старшей группе поначалу совместно сочиняют педагог и дети, в дальнейшем — несколько детей. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж (сказочный предмет) по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как грузовичок искал друга», «Чья лодочка?», «Как звери нашли зеркало» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но взаимодействовать с партнером-сверстником. Это речевое взаимодействие, возникновение диалога — основная задача дидактической игры. Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие. Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др.

Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.

Наладить социальную связь детей, установить эмоциональный контакт между детьми помогут разнообразные организованные игры, в которых требуется : образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» где дети последовательно обращаются друг с другом: «Я садовником родился не на шутку рассердился!Все цветы мне надоели, кроме.». Это игровое взаимодействие не носит характер личностного общения, но в нём все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.

Игра «Разведчики» -играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока.

Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Кто позвал?»).

Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски»). Эти игры любимы детьми. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Игра-импровизация по мотивам сказки. Здесь дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят роли, диалоги. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки.

Ещё одна игра «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи. Можно разыграть разные ситуации

( Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону).

Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи.

Игровая технология А. Г. Арушановой предлагает обучать диалогическому общению в форме сценариев активирующего общения.

Сценарий активизирующего общения может включать беседу воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях. Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности). Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения — это может быть игра, развлечение и т. д.

Основное различие между обучающим занятием и сеансом (сценарием) активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы.

В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи : обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.

В сценариях диалогического общения, диалог это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. С этой целью используются дружеские беседы. Дружеские беседы это свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

Взрослый рассказывает о каком-то событии из своей жизни ( Темы: «Вспомним о лете», «Наши четвероногие друзья», «Чудеса и приключения», а дети под впечатлением от услышанного свободно высказываются, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами. Взрослый и дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника. Например, воспитатель беседует с детьми на тему «Наши четвероногие друзья». Педагог дает возможность рассмотреть фотографии, иллюстрации с изображением домашних животных. Воспитатель обращается к детям:

- Расскажите, какие животные живу у вас дома? (высказывания детей)

- Что они умеют делать, как проводят время?

- Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите?

- Расскажите интересный, смешной случай из жизни ваших животных? (воспитатели рассказывают)

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым). При этом используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. В старшем дошкольном возрасте дети могут сочинять свои истории по три-четыре человека.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке.

Например. Воспитатель предлагает детям послушать скороговорку.

На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Воспитатель предлагает пофантазировать: откуда под горкой взялся сыр. Дети высказываются (предложите свои варианты).

Воспитатель. Я думаю. Что это мальчик Егорка с дедушкой Егором шли по грибы и по ягоды. Присели перекусить. А когда уходили, забыли сыр в траве. Можно нарисовать схему: мальчик, дедушка и корзина (показывает детям картинки-схемы). А могли забыть сыр мальчики, которые ходили удить рыбу. Вот схема: мальчики, удочка, рыба. Мог забыть сыр пастушок, который гнал стадо коров домой. Вот схема: мальчик, корова. А еще какие схемы вы бы нарисовали? (дети отвечают). А кто мог обнаружить сыр? (предложите свои ответы).

Воспитатель. Сыр могли обнаружить муравьишка, мышонок, лиса (выставляет картинки-схемы) А как выдумаете, кто еще мог обнаружить сыр и что с ним произошло?

Дети разбиваются на команды по три человека. Сочиняют историю о приключениях сыра, используют схемы-картинки. Договариваются, кто начинает рассказ – о том, как сыр попал под горку, кто продолжает историю сыра и кто из команды заканчивает рассказ. Воспитатель выслушивает три-четыре команды, обсуждают рассказы с детьми, у кого самый веселый, самый интересный, самый грустный конец рассказа.

Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Предлагается задание педагогам: Придумать историю про медведя, у которого пропал бочонок меда (Я начинаю сказку, а вы продолжаете, каждый по предложению) «Жил-был медведь…»

Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова А. Г. Арушанова предлагают интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр развитие сюжета — его партнер, и т. д.

Предлагается задание четырем командам педагогов: Сочинить кинофильм на тему «Как заяц и ежик избушку строили».

Наблюдение показывает, что совместное рассказывание создает благоприятную эмоциональную ситуацию защищенности для неуверенных детей, побуждает высказываться в связном повествовании. При сочинении командами разворачивается нерегламентированное диалогическое общение детей со сверстниками.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Игры-драматизации и инсценировки с игрушками диалоги строятся на материале художественного текста с ролевыми диалогами. Дети либо принимают на себя роль (драматизация, либо действуют от лица персонажа с игрушками (инсценировка). Дети, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используют куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

Уже в младшем возрасте в игре-драматизации дети могут вступать в элементарное игровое взаимодействие со сверстниками, показать. Как бычки из потешки бодались, как звала цыпляток девочка.

В среднем возрасте дети со сверстниками начинают разыгрывать минимальные ролевые диалоги. Дети разыгрывают сказку Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился?». Детям старшего возраста доступны для драматизации достаточно объемные произведения.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой
Опубликовано: 22 июня 2022 в 06:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД