Юлия Плешкова
Технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой
▼ Скачать + Заказать документы
Алла Генриховна Арушанова отмечает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстником. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности).
Публикация «Технология развития диалогического общения А, Г, Арушановой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Цель этой технологии : Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями
Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме.». Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником. В игре «Разведчики» играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем.»). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-ин-сценировкам, играм-драматизациям, сюжетно-дидактическим играм. Следует отметить, что наибольшую ценность представляет прежде всего игра-импровизация по мотивам сказки. В игре-импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Еж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»).
Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. При этом мы учитывали, что из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта и сочинение по набору игрушек. В сценариях предусмотрены многочисленные ситуации, в которых педагог побуждает детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «Кто встречался в лесу с зайцем?», «У кого дома жил ежик?», «Расскажите, как вы кормили в парке белочку». Педагог будит ассоциации, рассказывая детям смешные и интересные истории из личной жизни. В старшей группе поначалу совместно сочиняют педагог и дети, в дальнейшем — несколько детей. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж (сказочный предмет) по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как грузовичок искал друга», «Чья лодочка?», «Как звери нашли зеркало» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.
Дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но взаимодействовать с партнером-сверстником. Это речевое взаимодействие, возникновение диалога — основная задача дидактической игры. Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие. Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др.
Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.
Наладить социальную связь детей, установить эмоциональный контакт между детьми помогут разнообразные организованные игры, в которых требуется : образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» где дети последовательно обращаются друг с другом: «Я садовником родился не на шутку рассердился!Все цветы мне надоели, кроме.». Это игровое взаимодействие не носит характер личностного общения, но в нём все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.
Игра «Разведчики» -играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока.
Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Кто позвал?»).
Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски»). Эти игры любимы детьми. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Игра-импровизация по мотивам сказки. Здесь дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят роли, диалоги. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки.
Ещё одна игра «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи. Можно разыграть разные ситуации
( Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону).
Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи.
Игровая технология А. Г. Арушановой предлагает обучать диалогическому общению в форме сценариев активирующего общения.
Сценарий активизирующего общения может включать беседу воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях. Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности). Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения — это может быть игра, развлечение и т. д.
Основное различие между обучающим занятием и сеансом (сценарием) активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы.
В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи : обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
В сценариях диалогического общения, диалог это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. С этой целью используются дружеские беседы. Дружеские беседы это свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.
Взрослый рассказывает о каком-то событии из своей жизни ( Темы: «Вспомним о лете», «Наши четвероногие друзья», «Чудеса и приключения», а дети под впечатлением от услышанного свободно высказываются, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами. Взрослый и дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника. Например, воспитатель беседует с детьми на тему «Наши четвероногие друзья». Педагог дает возможность рассмотреть фотографии, иллюстрации с изображением домашних животных. Воспитатель обращается к детям:
- Расскажите, какие животные живу у вас дома? (высказывания детей)
- Что они умеют делать, как проводят время?
- Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите?
- Расскажите интересный, смешной случай из жизни ваших животных? (воспитатели рассказывают)
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым). При этом используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. В старшем дошкольном возрасте дети могут сочинять свои истории по три-четыре человека.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке.
Например. Воспитатель предлагает детям послушать скороговорку.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Воспитатель предлагает пофантазировать: откуда под горкой взялся сыр. Дети высказываются (предложите свои варианты).
Воспитатель. Я думаю. Что это мальчик Егорка с дедушкой Егором шли по грибы и по ягоды. Присели перекусить. А когда уходили, забыли сыр в траве. Можно нарисовать схему: мальчик, дедушка и корзина (показывает детям картинки-схемы). А могли забыть сыр мальчики, которые ходили удить рыбу. Вот схема: мальчики, удочка, рыба. Мог забыть сыр пастушок, который гнал стадо коров домой. Вот схема: мальчик, корова. А еще какие схемы вы бы нарисовали? (дети отвечают). А кто мог обнаружить сыр? (предложите свои ответы).
Воспитатель. Сыр могли обнаружить муравьишка, мышонок, лиса (выставляет картинки-схемы) А как выдумаете, кто еще мог обнаружить сыр и что с ним произошло?
Дети разбиваются на команды по три человека. Сочиняют историю о приключениях сыра, используют схемы-картинки. Договариваются, кто начинает рассказ – о том, как сыр попал под горку, кто продолжает историю сыра и кто из команды заканчивает рассказ. Воспитатель выслушивает три-четыре команды, обсуждают рассказы с детьми, у кого самый веселый, самый интересный, самый грустный конец рассказа.
Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Предлагается задание педагогам: Придумать историю про медведя, у которого пропал бочонок меда (Я начинаю сказку, а вы продолжаете, каждый по предложению) «Жил-был медведь…»
Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова А. Г. Арушанова предлагают интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр развитие сюжета — его партнер, и т. д.
Предлагается задание четырем командам педагогов: Сочинить кинофильм на тему «Как заяц и ежик избушку строили».
Наблюдение показывает, что совместное рассказывание создает благоприятную эмоциональную ситуацию защищенности для неуверенных детей, побуждает высказываться в связном повествовании. При сочинении командами разворачивается нерегламентированное диалогическое общение детей со сверстниками.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Игры-драматизации и инсценировки с игрушками диалоги строятся на материале художественного текста с ролевыми диалогами. Дети либо принимают на себя роль (драматизация, либо действуют от лица персонажа с игрушками (инсценировка). Дети, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используют куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
Уже в младшем возрасте в игре-драматизации дети могут вступать в элементарное игровое взаимодействие со сверстниками, показать. Как бычки из потешки бодались, как звала цыпляток девочка.
В среднем возрасте дети со сверстниками начинают разыгрывать минимальные ролевые диалоги. Дети разыгрывают сказку Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился?». Детям старшего возраста доступны для драматизации достаточно объемные произведения.