Людмила
Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру – предусматривает умение видеть красоту в окружающей жизни, искусстве, преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Процесс художественно-изобразительной деятельности тесно связан с восприятием искусства, которое при правильном педагогическом руководстве способствует развитию творческих способностей детей, формированию выразительности в рисунке, лепке, аппликации. В этой сфере детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрывается исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах.
Публикация «Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников» размещена в разделах
Основой данной педагогической технологии является педагогическая интеграция различных видов искусства (рисования, музыки, театра) и различных видов деятельности старших дошкольников (изобразительной, музыкальной, театрализованной и игровой).
Разработанная педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников имеет следующие характеристики.
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору развития : комплексная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная (знания, умения, навыки) + эвристическая (развитие творческих способностей) + эмоционально-художественная.
По типу управления познавательной деятельностью: развивающее обучение.
По организационным формам: групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По категории обучаемых: массовая (старшие дошкольники).
Цель технологии – развитие детского творчества старших дошкольников
Задачи технологии :
1. Учить пользоваться средствами разных видов искусства (рисования, музыки, театра) для самореализации в творчестве.
2. Развивать творческое мышление, такие его показатели, как беглость, гибкость, оригинальность, и творческое мышление, проявляющееся в создании новых образов.
3. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.
4. Формировать у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом нетрадиционные техники рисования, адекватные дошкольному детству.
5. Создать в группе детей и взрослых атмосферу доброжелательности, партнерства.
6. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение работать в коллективе, личностные качества: самостоятельность, креативность, ответственность.
Осуществление поставленных задач возможно при соблюдении следующих принципов:
- принцип индивидуальности, т. е. опора на индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка с устранением выравнивания детей;
- принцип целостности, т. е. неразрывности, преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях, «входящих» в душу ребенка;
- принцип природосообразности, т. е. адекватность методов, приемов и форм возрастным особенностям старших дошкольников с преобладанием игровых и воображаемых ситуаций;
- принцип вариативности в выборе творческого задания и способа его выполнения;
- принцип сотворчества, т. е. сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства;
- принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
На подготовительном этапе ведется целенаправленное обучение старших дошкольников приемам фантазирования, направленным на развитие воображения. Для этого использовались творческие рассказы детей по заданиям:
1. Фантазирование. Цель: научиться применять приемы фантазирования. Задание детям: попробуйте придумать такое животное, растение и явление, которое никому и никогда не придет в голову. Затем проанализируйте, какими приемами и методами вы пользовались для их создания
2. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального. Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве. Методика проведения: при обсуждении и анализе русской народной волшебной сказки дети вместе с воспитателем отделяют в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются как бы две истории: одна полностью фантастична, другая полностью реальна. Дети знакомятся с приемами фантазирования, их творческое воображение развивается.
3. Игра «что изменилось». Цель: развитие воображения, преодоление косности мышления. Методика проведения: ребенок загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.
Среди нетрадиционных техник рисования были использованы: рисование пальчиками, по мокрой бумаге, рисование тычком, углем, восковыми мелками. Интеграция позволили нам сочетать различные виды деятельности старших дошкольников, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей в изобразительной, игровой, музыкальной и театрализованной видах деятельности, на развитие гибкости, беглости, оригинальности их мышления, развитие воображения, фантазии, любознательности.
Творческие способности лучше всего развиваются в игре. Интеграция дала активнее использовать игровые методы и приемы обучения, использование множества игровых приемов с целью стимулирования развития детского творчества у старших дошкольников. Так, по теме «Путешествие по временам года» использовался прием обыгрывания предметов – полета осенних листочков, тучки – в танцевальных импровизациях детей. Другой прием – обыгрывание изображения. По теме «Осенний сон» дети оживляли голые деревья, улетающих птиц, ветерок, тучки, составляли о них творческие рассказы.
Обыгрывание предметов помогает привлечь внимание детей к изображаемому, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить последовательность выполнение работы. Постоянно использовались сюрпризные моменты, использование кукол, игровые воображаемые ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : ПЕР СЭ, 2007
2. Флерина, Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства: Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию / Е. А. Флерина. – сайт «Детский садик». - Электронный ресурс
3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и пе. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009