Светлана Суменкова
Конспект занятия по кубановедению «Традиции с тобой мы берегли»
▼ Скачать + Заказать документы
Кубанские традиции
Цель: Расширять представление о малой родине, знакомить детей с историей родного края, с условиями проживания в старину.
Задачи:
1. Познакомить с бытом на Кубани, дать доступные сведения о жизни кубанцев.
2. Продолжать развивать речь как средство общения.
3. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.
4. Воспитыывать интерес и уважение к кубанским народным традициям.
5. Развивать эмоциональну отзывчивость при знакомстве с нородным Фолкнером Кубани.
Публикация «Конспект занятия по кубановедению „Традиции с тобой мы берегли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Материалы: Демонстрационный материал:
Презентация слайдов по теме «Кубанская хата», аудиозапись кубанских народных песен «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ты ж мене пидманула».
Словарная работа: цибуля, драбына, горище, чугунок, рушник, глэчик, коромысло.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций кубанской комнаты,
Чтение художественной литературы куанских авторов,
Беседа на тему: Из чего в старину строили дома на Кубани,
Экскурсия в мини музей МАДОУ №3 "Кубанская хата".
Используемые педтехнологий:
Здоровьесберигащие технологии, технология ИКТ, камуникативные.
Содержание:
Вводная часть.
Звучит старинная народная Кубанская музыка "Распрягайте, хлопцы, коней", делаю её немного громче, чтобы привлечь внимание детей.
Обращаю внимание детей на музыку, которая звучит.
В. - Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Делаю музыку тише, чтобы было слышно мой голос
В. - Послушайте какая красивая музыка, вслушайтесь в слова песни.
Песня веселая, задорная. Как вы думаете, где поют такие песни?
Д. - Такие песни поют на Кубани.
В. - Правильно, на Кубани. Дети, а куда мы с вами недавно ходили?
Д. - В музей нашего детского сада.
В. - Хорошо. (Предлагаю детям сесть на приготовленные стульчики).
Сегодня мы отправимся в гости в старинную кубанскую станицу.
В. - Давайте прежде всего вспомним, какими были в далеком прошлом дома на Кубани. (Слайд№1)
Д. - Дома были невысокие, белые, потому что их белили.
В. - Кто из вас помнит, как называли дома в старину?
Д. - В старину дома на Кубани называли - хаты.
В. - Молодцы. Из какого материала их строили? (Слайд№2)
Д. - Хаты строили из самана.
В. - Да. Как делали саман в старину?
Д. - Делали из соломы, глины, воды.
В. - Верно. Чем крыли крыши? (Слайд№3)
Д. - Крышу крыли камышом или соломой.
В. - Правильно. А что считалось самым важным в хате?
Д. - Важным была печь. Она была большая, на пол хаты.
В. - Да, мы с вами читали, что в избе всего одна комната и почти половину занимала печь. Какую важную роль печь играла в жизни людей? (Слайд №4)
Д. - На ней готовили еде, спали и пекли хлеб.
В. - Хорошо. На печи спали, в основном старики и дети, хозяйки сушили одежду. В холодное время печь обогревала дом.
В. - Дети, давайте вспомним какая была одежда.
Д. - Одежда была красивая, с вышивкой.
В. - Да, вышивали узоры на рубашках, фартуках, а кто помнит, где еще была вышивка? (Слайд №5)
Д. - Вышивка была на полотенце.
В. - А как по-другому называли полотенце?
Д. - В старину полотенце называли рушник.
В. - Верно.
Д. - Еще вышивали подушки и занавески. (Слайд №6)
В. - Молодцы. Хозяйки вязали половики. Они их стелили на лавки, и на пол. (Слайд №7)
Физкультминутка.
Мы стираем, (пауза) отбиваем,
Полоскаем, отжимаем,
Сушим,отдыхаем,
Гладим,надеваем.
На место садимся и дальше продолжаем.
(Дети выполняют движения, имитирующие соответствующие виды деятельности).
В. - Дети, на столе вы видите предметы, которыми пользовались наши прабабушки и прадедушки. В каком из представленных предметов готовили еду для всей семьи?
Д. - Еду готовили в чугунках, он был тяжелый и большой. (Слайд №8)
В. - Давайте вспомним, что хозяйка кладет в борщ.
Д. - В борщ хозяйка кладет картошку, свеклу, морковку, лук, зелень.
В. - Правильно. Дети, знаете ли вы, как называли раньше на Кубани лук?
Дети удивленно сморят и говорят, что не знают.
В. - Лук называли цибуля. Такое интересное название.
Хозяйки цибули связывали в косы и оставляли на верху между крышей и потолком дома. Кому из вас известно, как называли это место, где наши прадедушки и прабабушки хранили свои запасы?
Д. - Это место называется чердак.
В. - Это верно. Но в старину чердак называли - горище. Как можно было подняться на горище?
Д. - Можно встать на лестницу.
В. - Конечно, а у лестницы тоже было свое название. В старину ее называли драбына.
- Дети удивляются и улыбаются.
В. - Давайте вспомним какие новые слова вы сегодня услышали.
В. - Буду помогать вам. Лук иначе называется (говорим вместе с детьми) - цибуля. Где хранили цибулю?
Д. - Место для хранения называли горище.
В. - Для чего нужна была людям дробына?
Д. - Для того, чтобы подняться наверх и выполнить какую-либо работу.
Так необычно и немного смешно для нас говорили люди раньше на Кубани, занимались своим делом, растили детей, пели песни.
Заключительная часть.
В. - Молодцы. Все хорошо занимались
Разрешите напоследок дать вам напутствие.
И хорошо, что в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудесном крае, где живем мы у Кубань-реки,
Где жили здесь когда-то предки казаки!
В. - Предлагаю послушать вам веселую задорную, веселую кубанскую музыку "Ты ж мене пидманула" и потанцевать.