Алена Юшманова
Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».
Публикация «Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Свое выступление хотелось бы начать со слов К. Д. Ушинского, который писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Так что же такое трудовое воспитание?
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду, через решение следующих задач которые вы видите на экране.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве.
Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно необходимо. Сначала нужно правильно организовать эту деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд. Также необходимый вид труда дошкольников. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов.
Детей важно научить замечать любое нарушения порядка в группе или на участке и по собственному желанию устранять его. Эта деятельность воспитывает заботливое отношение к сверстникам.
Труд в природе - это участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, на клумбах. Этот вид труда развивает наблюдательность, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе.
У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе приносит детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
Ручной или художественный труд - изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала. В процессе труда дети осваивают навыки работы инструментами. Все это развивает фантазию, творческие способности; улучшает моторику мелких мышц рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Результаты своего труда - различные поделки - дети могут подарить родным и друзьям. Этот вид деятельности развивает творчество, фантазию, выдумку, дает полезные практические навыки, учит оценивать свои возможности.
Также важно трудовое воспитание дошкольников для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов!
Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие компоненты при организации трудовой деятельности :
Мотив, Цель, Трудовые действия, Планирование, Результат.
В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, в словах «как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т. д.). Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия : он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и пр.
Игра может стать мотивом, побуждающим к труду : чтобы играть в «метро», надо смастерить вагончики, как- то оформить платформы, приготовить билеты и т. д. В средней группе мотивом, побуждающим включиться в труд, может стать желание овладеть новыми навыками, помочь взрослым, а в старшей – осознание своих обязанностей, значимости труда, т. е. мотив общественной пользы.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Главная задача трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности, так и возрастные особенности детей. Педагог должен организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, учился оказывать помощь товарищам, преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки про труд.
Глаза боятся, а руки делают.
За всякое дело берись умело.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека труд.
Без труда нет плода.
Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить. Всем спасибо.