Получи документы

Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори как приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка

Валентина Акимова
Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори как приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка

«Трёхступенчатый урок в системе М. Монтесори – как приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка».

Монтессори – педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребёнку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно – предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребёнку развиваться в своём индивидуальном темпе. Задачей педагога является прежде всего – предоставить в распоряжение ребёнка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т. е., самообучающие Монтессори – материалы, с которыми ребёнок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

Публикация «Трёхступенчатый урок в системе М, Монтессори как приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка» размещена в разделах

Педагогика М. Монтессори имеет глубоко продуманную и хорошо проработанную технологию. Помощь саморазвитию ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму и чтению, математика, а также раздел, посвящённый космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности и все вместе являются основной частью подготовленной среды. Дети имеют право выбрать материал, с которым они хотели бы заниматься.

Коллективные уроки у Марии Монтессори имеют весьма второстепенное значение и почти все упразднены, а в традиционной педагогике фронтальные занятия являются основной формой обучения. Остальные формы – групповые и индивидуальные, используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний соответственной дифференциации обучения.

Каковы же характерные признаки занятий как формы организации обучения?

- на занятии идёт освоение детьми определённого объёма знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;

- занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.

Занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

Занятия занимают особое место в системе воспитательной работы д/с. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока. Количество занятий и их продолжительность возрастает постепенно от группы к группе.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения : ознакомление с окружающей жизнью и развитием речи детей, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание. Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу с учётом уровня сформированности учебно–познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия предусматривает:

- определённый объём знаний;

- объём практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

- объём навыков и умений учебно-познавательной деятельности;

- задачи развития качеств психической деятельности и познавательных процессов;

- формирование отношений детей к явлениям и событиям.

Таким образом, содержание занятий направлено на решение как образовательных, так и воспитательных задач в их комплексе и взаимодействии.

Объём учебного содержания определяется с учётом развития памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности. Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершённость этого процесса. Освоение нового материала происходит на основе произведения старого, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал даётся небольшими «порциями». В ходе одного занятия осуществляется и первичное восприятие нового материала, и его осмысление и закрепление. На повторных занятиях происходит дальнейшее расширение и осмысление, усвоение знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.

Структура занятий детей старшего дошкольного возраста отличается от обычных типовых: основное место в них занимает соответствующее задаче звено учебного процесса, основным содержанием которого является отработка навыков и умений или систематизация знаний.

Каким образом осуществляется проверка знаний, навыков и умений в детском саду?

Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

Проведение занятий требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей. Каковы требования к занятию?

- создание гигиенических условий;

- обстановка должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности;

- рациональное расположение материала, последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним.

Внутренняя логика и структура занятия позволяют выделить основные его части: начало занятий, ход, окончание занятия.

Основной задачей I – части занятия является вызвать интерес к содержанию занятия, собрать внимание детей и раскрыть перед ними учебную задачу.

В ходе занятия решается задача по последовательной постановке перед детьми учебных задач ( с использованием при этом различных методов: вопрос, задание, предложение) и организация деятельности детей по их решению.

В заключительной части занятия даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей. Дети привлекаются к взаимооценке и самооценке.

Теперь рассмотрим, каковы характерные особенности обучения детей в Монтессори- школе?

Так как коллективные уроки в детском саду Монтессори отсутствуют, то дети не делятся на группы: трёх-, четырёхлетки работают бок о бок с шестилетними. Воспитание здесь индивидуальное, а потому их уроки строго индивидуальны. Качества индивидуальных уроков – сжатость, простота, объективность. Главное свойство урока – краткость. В уроке не должно быть ничего, кроме абсолютной истины. Основным руководством для ведения урока служит метод наблюдения, включающий и свободу ребёнка.

Учитель наблюдает:

- заинтересовался ли ребёнок предметом объяснения;

- насколько заинтересовался.

При этом необходимо следить за мимикой ребёнка.

Если урок не усваивается ребёнком, необходимо соблюдать 2 условия:

- нельзя настаивать, повторяя урок;

- нельзя дать ребёнку почувствовать, что он ошибся или не понял, и т. к. будет нарушено естественное состояние ребёнка, которое используется для психологических наблюдений.

Ребенок комфортно чувствует себя на уроке и добивается результата, если существуют добрые партнё рские отношения между педагогом и учеником: спокойствие, внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющие жесты, ласковые прикосновения, поглаживание. Зачем терять бесполезные слова, если можно воспитывать отношением? Ведь дошкольник всю учебную информацию воспринимает через отношения, а не через слова. Причину предпочтения невербального обучения у Монтессори можно сформулировать от имени ребёнка так : «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я учусь».

80 % информации дети воспринимают не через то что сказано, а как сказано (интонация, мимика).

Когда М. Монтессори занялась педагогической деятельностью, она посещала много школ, лекций по педагогике воспитания и образования, читала литературу, изучала наследие, и пришла к выводу, что существующая система обучения не даёт возможности реализации детского потенциала и противоестественна природе ребенка. Это изучение природы ребёнка подвело Монтессори к поиску новых форм обучения. Одной из этих форм являются индивидуальные уроки, или трёхэтапные уроки», которые очень коротки (от 1,5 до 5 минут, но они гораздо продуктивнее и дают ощутимые результаты. Необходимость проведения этих уроков возникает, когда ребёнок «дозреет» до потребности узнать название и захочет спросить об этом у педагога. А названия эти ребёнок запомнит ещё и потому, что они даются в сравнении, в контрасте. И здесь весьма важным является расширение у детей словарного запаса. Оно происходит за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношение предметов и явлений действительности.

Как же ребёнок узнаёт и запоминает новые термины?

Конечно, при помощи учителя. Если ребёнок достаточно долго занимался с материалом и получил определённые представления о тех или иных свойствах предметов, учитель знакомит его с терминами, выражающими эти свойства и степени их проявления.

Какова же техника обогащения активного словаря ребёнка новыми понятиями?

В большинстве случаев с этой целью применяется так называемый «Трёхступенчатый урок». Он состоит из тёх этапов или ступеней.

На первой ступени учитель говорит ребёнку названия предметов, свойств или количеств: «Это - …». Новые термины желательно повторить несколько раз, вовлекая в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребёнка, его барическое чувство и мускульную память. Например, при запоминании названий геометрических тел учитель показывает, как их ощупывают со всех сторон обеими руками, даёт их поочерёдно ребёнку, чтобы тот повторил действия учителя, и называет их: «Это шар, Это – куб. Это – конус». Если речь идёт о количествах, например, при работе с «золотым материалом», ребёнку дают подержать в руках, ощупать и взвесить предметов, представляющие определённые качества, а затем сообщают: «Это - единица. Это – десяток. Это – сотня. Это – тысяча».

На второй ступени учитель даёт ребёнку задания типа : «Дай мне, покажи мне…». Выполняя задания, ребёнок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Заданий даётся достаточно много, чтобы ребёнок лучше запомнил новые понятия. Они должны быть также достаточно разнообразными для поддержания интереса ребёнка и предоставления ему дополнительной возможности двигательной активности. Так, в примере с геометрическими телами можно предложить ребёнку не только дать или показать то или иное тело, но и попросить его: «Положи, пожалуйста, шар в корзину. Поставь куб себе на колени. Поставь конус на куб» и т. д. Первая и вторая ступень служат для обогащения пассивного словаря ребёнка.

На третьей ступени новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задаёт вопрос, касающийся его названия, какого – либо свойства или же представленного им количества: «Что это?» «Какой это?» «Сколько это?». Подобные вопросы повторяют не менее двух раз для каждого предмета, перемешивая их перед следующим вопросом. Предметы перекладывают, меняют их расположение относительно друг друга, проверяя, насколько хорошо ребёнок запомнил новые термины.

В ходе трёхступенчатого урока вводят, как правило, три – четыре новых понятий. Если ребёнок затрудняется, количество новых понятий может быть уменьшено до двух. В некоторых случаях количество вводимых терминов можно существенно увеличить. Например, при запоминании чисел от 11 до 19.

Хочется заметить, что в ходе трёхступенчатого урока педагог не даёт пространственных дополнительных объяснений, которые только затемняют, с точки зрения Монтессори, суть дела.

При проведении презентации необходимо сделать следующие пункты:

- решающим является личный контакт и атмосфера презентации;

- на ковре или на столе лежит только материал для презентации;

- презентация должна быть ясной и однозначной. Медленные и ясные движения должны быть решающими. При этом нужно как можно меньше говорить;

- воспитатель показывает полностью упражнение с материалом так, чтобы ребёнок узнал весь законный ход действия. Если ребёнок понял презентацию, он приступает к действию, воспитатель присматривает за ним, а затем оставляет ребёнка, наблюдая за ним, наблюдая за ним.

Трехступенчатый урок должен быть направлен на достижение своей основной цели расширение словарного запаса. Понимание приходит к ребёнку в процессе как предшествующей, так и последующей работы с материалом.

Приобретя опыт работы по системе Марии Монтессори, я поняла, что именно в ней осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку является не декларируемым, а на деле осуществляемым. Почему? Потому что, всё, что связано с обучением, с ознакомлением с чем-то новым происходит в индивидуальной форме с помощью трёхступенчатого урока.

Чем близка Монтессори - система в области обучения – это тем, что она не отрицает коллективные формы работы. Всё связано с закреплением материала, совершенствованием знаний, умений, упражнениями, широко использую коллективные формы: малые подгруппы (2 – 3 чел., подгрупповые и фронтальные формы. Их используем на рефлексивных кругах, беседах, при проведении прогулки (наблюдение) и т. д. Трёхступенчатый урок обогатил мой педагогический опыт и помог мне реализовать в педагогическом процессе возможность дойти до каждого ребёнка. Его эффект подтверждается педагогическими диагностиками, которыми мы пользуемся при изучении возможности ребёнка, выявлении проблем и анализе своей деятельности.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Консультация для родителей «Маленькие секреты обучения ребёнка дома»Консультация для родителей «Маленькие секреты обучения ребёнка дома» Консультация для родителей: «Маленькие секреты обучения ребёнка дома».Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр) Мы не.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Использование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обученияИспользование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обучения Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева,.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори как приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД