Приложение МААМ

Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе

Паврозник Наталья Григорьевна
Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе
▼ Скачать + Заказать документы

В стандарте основного общего образования значительное внимание уделено участию школьников в учебно-проектной деятельности (в рамках системно-деятельностного подхода). Это нашло отражение прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. В числе метапредметных результатов названы:

способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике;

Публикация «Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе» размещена в разделах

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

В предметные результаты вошло освоение «видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях1».

Реализации названных требований способствует работа школьников по учебным проектам.

Учебный проект – средство обучения, развития и воспитания школьников

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта2.

Поскольку целью проекта является решение познавательной, творческой задачи, он может быть спланирован и выполнен также в индивидуальном порядке. Изучение истории предоставляет значительное пространство для самостоятельной моделирующей, исследовательской работы школьника. (В большей степени это касается старших классов, но немало возможностей существует и в основной школе).

Учебный проект как педагогическая категория – интегративное средство развития, обучения и воспитания школьников. В современных педагогических исследования подчеркивается:

«Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему3».

Участие в работе над проектом позволяет ученикам вырабатывать и развивать умения и навыки целеполагания, планирования деятельности, применения имеющихся знаний, поиска и обобщения новой информации, рефлексии и самоанализа, презентации полученных результатов и др. Проектная работа в высшей степени способствует развитию самостоятельности и творческих способностей личности.

Проектная деятельность в парах и группах помогает также формированию у учащихся коммуникативных умений. В их числе:

распределять обязанности в группе;

проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации;

осуществлять помощь одноклассников;

представлять результаты своих действий;

аргументировать свою точку зрения;

участвовать в дискуссии и др.

В составе группы ученики успевают сделать более объемную работу и нередко представляют ее интереснее, чем в случаях, когда задание выполняется индивидуально.

Например, оформление конечного результата проекта в виде альбома, карты, экскурсионного маршрута предполагает наличие разнообразных способностей и талантов: художника, дизайнера, писателя и т. д. Справиться с такой работой легче группе учащихся.

Практически каждый учебный проект требует от школьников сочетания многих видов деятельности. Можно выделить разновидности проектов по истории для основной школы, связанные с определенными приоритетами:

историческая реконструкция хода событий, основанная на более широком, чем в учебнике, круге источников;

историческое путешествие (с использованием исторической карты и других источников, моделирование исторической ситуации;

• рассмотрение «открытого» вопроса, требующего сопоставления и анализа различных фактов и суждений;

историко-биографическое исследование («исторический портрет», «личность в истории»);

• разработка проекта по истории своего города, каря (эта разновидность отличается особенно широким спектром методов сбора информации : от наблюдений и подбора фотоиллюстраций до работы с материалами музеев);

• собирание свидетельств и изучение «устной истории» (создание и анализ новых источников).

Кроме того, в процессе поиска и сбора информации школьники обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам, включаются в диалог поколений. Все это имеет особое значение для формирования эмоционально-личностного отношения к истории, ее памятникам, духовно-нравственного воспитания, социализации учащихся.

Планирование и организация работы над учебными проектами в основной школе

Хотя учащиеся знакомятся с таким видом работы, как учебный проект, уже в начальных классах (предусмотрено образовательными стандартами, в основной школе работы над проектами разворачивается постепенно, с учетом возрастных возможностей подростков, их продвижения в изучении истории.

В соответствии с положениями современных педагогических исследований работа школьников над учебным проектом состоит из следующих основных элементов (этапов) :

• целеполагание, постановка проблемы;

• планирование (определение задач и способов их решения, распределение функции в коллективно выполняемом проекте, составление плана-графика работы);

реализация (поиск и обработка информации; анализ, сопоставление и обобщение полученных данных; формулирование выводов и собственной точки зрения на поставленную проблему);

• оценка и самооценка полученных результатов;

• презентация (публичное предъявление) и защита результатов проекта4.

Определение тематики проектов

Хотя речь идет о самостоятельной работе школьников, которые сами выбирают интересующую их тему, общий перечень возможных учебных проектов часто предлагается учителем. При этом важно принять во внимание ряд обстоятельств, в числе которых:

• задачи изучения курса, раздела, учебной темы;

• характер исторического материала (возможность формирования проблемных задач, развертывания и более детального рассмотрения изложенных в учебнике сюжетов, выстраивания собственных объяснений и оценочных суждений и др.);

• наличие доступных для школьников источников (музейные экспозиции, исторические и художественные памятники);

• доступность (посильность проекта для школьников данного возраста и возможность их поступательного движения «в зоне ближайшего развития»);

• ресурс учебного времени.

Рекомендации по выбору тематики учебных проектов содержатся в современных курсовых методических пособия, а иногда и, непосредственно в учебниках. Из предлагаемого списка тем школьники имеют возможность выбрать заинтересовавшие их сюжеты. Консультация педагога является при этом не лишней.

В работе над учебными проектами по истории предполагаются изучение и систематизация разнообразных источников информации :

• письменных (исторические документы, труды историков, научно-популярная литература и др.);

• вещественных (памятники материальной и художественной культуры и др.);

• устных (фольклор, воспоминания и др.).

Это осуществляется в разной по форме деятельности школьников, включающей:

• поиск информации в библиотеках, музеях (краеведческих, художественных и др., на выставках, в Интернете;

• посещение мест расположения исторических, археологических, этнографических, культурных памятников;

• проведение бесед с очевидцами и участниками исторических событий (запись «устной истории») и др.

Педагогическое сопровождение работы над учебными проектами осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.

Семиклассников привлекает не только внешняя, но и внутренняя сторона факта: почему это произошло, что стало потом и т. д. Проявляется интерес и к духовному миру человека, к проблемам, непосредственно связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинаю активно овладевать навыками рассуждения, более осознанно применяют специальные приемы запоминания, производя при этом мыслительную работу по сравнению и систематизации.

Учащиеся 7-х классов самостоятельно занимаются поиском разнообразных источников информации, ее анализом, осуществляют другие познавательные действия в рамках проекта. Слабым местом учащихся данного возраста является мотивация деятельности. Трудности могут возникнуть еще при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются школьниками легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Кроме того, подростки быстро теряют интерес к работе, особенно если она кажется рутиной и не приносит сразу впечатляющего результата. Поэтому задача учителя – организующая и стимулирующая помощь.

При планировании работы над коллективными проектами определенного внимания со стороны учителя требует формирование проектной группы. Желательно, чтобы в нее входили учащиеся с разными возможностями, уровнем подготовки и даже психологическим складом (например, «эрудит», «лидер», «собиратель информации» и т. д.). следует также считаться с тем, что групповые проекты в школе не могут быть слишком долгосрочными: учащимся трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени.

Для того чтобы помочь школьникам овладеть сложной для них проектной деятельностью, целесообразно использовать памятки-алгоритмы.

Памятки формализуют работу учащихся, способствую осознанию существа проблемы, которую предстоит рассмотреть, поиску решений.

Вариант памятки – алгоритма работы над учебным проектом

1. Цель проекта (что надо сделать, чтобы решить данную проблему, каков должен быть конечный результат работы – материал, форма его предъявления и др.)

2. Развернутый план работы (на какие вопросы следует ответить; какую информацию и где необходимо искать, в каком виде ее обобщать; что сделать своими руками, например фотографировать, рисовать и т. д.).

3. Основные этапы и формы работы (график с указанием сроков и объема представляемых материалов).

4. Распределение функций при выполнении коллективного проекта, индивидуальных заданий для участников.

В основной школе учащиеся, работая над проектами по истории, обращаются к довольно широкому кругу источников информации. Помимо учебной и научно-популярной исторической литературы в этот круг входят материалы краеведческих и художественных музеев, сооружения и памятники, и предметы быта и т. д. Одним из важных источников при подготовке проектов являются материалы СМИ: телевидения, радио, газет и журналов, Интернета. В полном объеме их используют на старшей ступени школы, но и ученики 7,8 классов могут привлекать такие источники, консультируясь с учителем. Как показывают исследования, современные подростки часто более восприимчивы к материалам СМИ, чем учебников и научной литературы. Известно также, что такого рода информация содержит не только достоверные факты, но нередко и исторические мифы. Поэтому необходимо развивать у школьников как умения отслеживать, оценивать и использовать информацию, так и механизмы защиты против манипулирования их сознанием, в первую очередь способность критически оценивать полученные сведения5.

Подведение итогов и оценка учебных проектов

Вопрос о критериях оценивания относительно новой и весьма сложной для школьников формы работы заслуживает специальной разработки. Основные элементы, подлежащие оцениванию в проектах по истории :

• последовательность общего замысла (определение проблемы, задач, плана работы);

• полнота использованной информации (соотношение данных учебника и дополнительных материалов; разнообразие привлекаемых источников, обоснованность их использования);

• применение умений изучать и систематизировать информацию из различных источников (приемы исторического анализа, критики источников);

• наличие выводов и оценочных суждений, их аргументированность;

оформление работы (соответствие заявленной теме, выразительность, художественные достоинства и др.);

• качество проведенной презентации (насколько полно раскрыт результат, уложились, ли в отведенное время, заинтересовали ли аудиторию, как ответили на вопросы).

Необходимо, чтобы школьники знали о требованиях к предполагаемым результатам. Это поможет им успешно выполнить и представить проекты.

Так, при презентации учебного проекта на уроке оптимальное время для выступления участников составляет 7-10 минут. За это время надо рассказывать о работе, показать ее результат. Следует научить школьников выбирать главное в проекте, укладываться в отведенное для выступления время. Желательно, чтобы ученик имел план выступления, где отражены основные положения его работы. Часть подготовленных материалов может быть представлена в виде подборки иллюстраций, стенда и т. д.

Важным этапом работы является самооценка – осмысление полученных результатов, достижений и недостатков.

В 7 классах элементы рефлексии, самооценки стимулируются учителем.

Например, уместно заполнение школьниками анкеты после выполнения проекта. В ней могут быть такие вопросы: сколько времени ушло на выполнения проекта? Интересно ли было работать над проектами? С какими трудностями вы столкнулись в ходе работы? Что нового вы узнали, чему научились? И т. д.

Тематика учебных проектов для 7,8 кл.

Наш край в XVII в. (в XVIII в.) :

социально-экономическое развитие;

положение сословий, их жизнь и быт.

Как е чему учились наши предки (XVII-XVIII вв.).

Образ Петра I в искусстве XVIII-XXI вв.

Почему о Петре I спорят уже четвертый век.

Один день из жизни дворянина

(петровского или екатерининского времени).

Емельян Пугачев: разбойник или народный герой?

Великие географические открытии:

пусть в Новое время.

Реформация ( Мартин Лютер: «великий еретик»).

Промышленный переворот и его последствия.

Французская революция XVIII в. в портретах

(«герои» определяются по выбору учащихся)

Особое значения имеет сочетание в работе над проектами по истории в основной школе когнитивного (знаниевого, аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов. Это способствует эффективному решению задач обучения на данной ступени и вместе с тем закладывает фундамент для всестороннего развития, расширения самостоятельности и творческого потенциала учащихся в старших классах.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(https:// standart.edu.ru / catalog.aspx? CatalogId=2588).

2 См. : Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003.

3 Хуторской А. В. Дидактическая эвристика.

Теория и технология креативного обучения. М., 2003. С 314-315.

4 См. : Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М., 2010. С. 6.

5 Д е м ь я н ю к И. Ю. Работа с биографическими материалами на уроках истории //ПИОШ.

2008. № 8. С. 21-23.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе
Опубликовано: 7 августа 2022 в 08:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе» (включая файлы) размещена пользователем Паврозник Наталья Григорьевна (УИ 3035225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД