МААМ-картинки

Программа семинара «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОУ»

Надежда Шелудько
Программа семинара «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОУ»

Программа

постоянно действующего семинара для педагогов и сотрудников ДОУ «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОУ».

Пояснительная записка

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков сложна и многогранна. Ее изучение и развитие базируется на данных многих наук – биологии, экологии, медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др. Поэтому эффективность этой работы напрямую связана с уровнем знаний по различным направлениям науки и опыта их практического применения. Учитывая преимущественно педагогическое и психологическое образование педагогов и сотрудников ДОУ, необходимо дополнить эти знания, интегрировав их в практической деятельности.

Публикация «Программа семинара „Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОУ“» размещена в разделах

Цель программы – создать представление о современных подходах к пониманию сущности здоровья, способах его сохранения и укрепления, технологиях формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у воспитанников, а также способствовать их закреплению в практической деятельности.

Программа включает два раздела:

I – «Теоретические основы сохранения и укрепления здоровья детей и

взрослых».

II – «Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в

ДОУ».

Тематика и содержание в целом направлены на углубление и интеграцию имеющихся знаний педагогов и сотрудников ДОУ по проблеме оздоровления и их практическое использование. В каждой теме содержится материал для теоретических сообщений и практического закрепления.

Руководителем постоянно действующего семинара могут использованы разнообразные формы работы : доклады, сообщения, методы активного обучения, в том числе, анализ конкретных и проблемных ситуаций, практикумы, тренинги, педагогические ринги, круглые столы, исследовательские задания, «мозговой штурм» и другие.

К изучению наиболее сложных тем желательно привлекать узких специалистов – ученых и практиков. Прежде всего это вопросы диагностики состояния здоровья и развития детей, методики оздоровления и др.

Содержание теоретических и практических занятий желательно строить с учетом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения, а также, с учетом профессиональной специфики потребностей и интересов слушателей семинара, что обеспечит не только активное участие, но и максимальный результат.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ I. Теоретические основы сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Тема 1. Наука об индивидуальном здоровье человека.

Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология как интегративная система знаний. Человек и его здоровье в потоке сенсорной, вербальной я структурной информации. «Социальная анатомия» здоровья. Третье состояние. Здоровье в научных прогнозах. Резервы здоровья популяции и отдельного человека с позиции антропоэкологии.

Тема 2. Современные проблемы состояния здоровья человека.

Влияние современных тенденций развития общества на состояние здоровья человека. Концепции здоровья человека. Здоровье как диалектическое единство биологического, социального, материального и духовного. Теории здоровья и болезней. Переход от здоровья к болезням. Классификация уровней здоровья. Измерение уровней здоровья. Роль и значение функционального состояния организма в укреплении здоровья человека. Биологическая необходимость двигательной активности человека.

Тема 3. Основные факторы здоровья человека.

Анализ и классификации факторов, влияющих на здоровье человека. Социально-экономические, экологические, медико-биологические, психолого-педагогические факторы здоровья. Взаимосвязь факторов валеологии. Сознательное отношение человека к своему здоровью как ведущий фактор валеологии; его составляющие - культура здоровья, здоровье в иерархии потребностей культурного человека, обучение здоровью, здоровый образ жизни, положительная мотивация, установка на долгую здоровую жизнь, использование достижений науки для формирования здоровья современного человека. Рациональное питание как фактор здоровья. Биологические ритмы человека и природы, их взаимосвязь. «Лекарства для здоровых» - биологически активные вещества живой и неживой природы; их влияние на здоровье человека. Наследственность и ее влияние на здоровье человека. Образ жизни и уровень физического и соматического здоровья. Роль социально-экономических условий и духовно-нравственной атмосферы в формировании потребностей в физическом и соматическом самосовершенствовании человека. Физическая культура - мощный фактор профилактики «болезней цивилизации».

Тема 4. Экологические основы здоровья человека.

Экология человека: проблемы, понятия, методология, цели, задачи методики исследования. Цивилизация и здоровье человека. Научно-техническая революция и ее экологические последствия. Экологические аспекты важнейших глобальных проблем развития человечества.

Тема 5. Физиологические основы здоровья человека.

Здоровье как психосоматическая проблема физиологии. Надежность и экономичность механизмов регуляции функций. Особенности нервной системы человека. «Кризис здоровья» с позиций физиологии онтогенеза. Физиология долголетия и старения.

Адаптация и резистентность организма. Проблемы адаптации стресса в свете данных физиологии онтогенеза. Медико-физиологический аспект оценки и прогнозирования функциональных состояний награни нормы и патологии.

Физиологические аспекты формирования активного, духовного здоровья человека в разные возрастные периоды. Мозг и эволюция человека. Физиология сенсорных систем. Физиология сна и бодрствования человека. Физиология эмоций и агрессивности человека. Физиология речи, сознание и мышление.

Тема 6. Оздоровительный эффект двигательной активности и физических нагрузок. Совершенствование механизмов адаптации в различные возрастные периоды.

Особенности функционирования нервно-мышечного, опорно-двигательного аппаратов, кардио-респираторной и эндокринной систем организма под влиянием занятий оздоровительной физкультурой. Процесс физической тренировки как процесс физиологической адаптации организма. Стадии адаптации к физическим нагрузкам. Влияние различных факторов внешней среды на механизм адаптации человека в процессе занятий физической культурой. Психолого-педагогические основы оптимизации и коррекции процесса адаптации воспитанников ДОУ.

Тема 7. Донозологическая диагностика как проблема валеологии.

Понятие донозологической диагностики. Диагностика функционального состояния организма человека в онтогенезе: биологического возраста, школьной зрелости, резервных возможностей организма, степени адаптации и стресса. Педагогическая и психолого-педагогическая диагностика. Использование дозированных физических нагрузок для оценки функционального состояния и здоровья человека.

Тема 8. Физическая коррекция и реабилитация функций.

Анализ программ первичной профилактики и реабилитации организма человека (программы оздоровления позвоночника, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиологическая коррекция кисти, трофологическая концепция оздоровления, физиологический анализ систем закаливания).

Тема 9. Современные оздоровительные системы и программы, возможности их применения в дошкольных образовательных учреждениях.

Программы здоровья, основанные на энергетических показателях. Системы оздоровления Н. М. Амосова, П. К. Иванова, К. Купера, и другие. Йога и ее европейские модификации. Оздоровительные системы востока : Компоненты систем у-шу, цигун-терапии, шиацу.

Тема 10. Психическое здоровье как проблема прикладной психологии и прикладной валеологии.

Понятие психического здоровья : проблема нормы и отклонения в психическом здоровье. Уровни психического здоровья : психофизиологический, индивидуально-психологический, личностный, социально-психологический. Механизмы психической регуляции в норме и при отклонениях. Этапы образования отклоняющихся черт поведения. Акцентуации и психопатии. Профилактика психических отклонений. Понятие о социальном заказе в работе практического психолога. Сферы проявления и индикаторы психического здоровья человека. Функции психолога по сохранению и поддержанию психического здоровья. Приемы коррекции и сохранения психического здоровья воспитанников и педагогов.

Межличностные отношения - важный фактор психического здоровья личности. Внутригрупповая культура общения и психическое здоровье личности. Взаимоотношение личности и группы. Проблема вмешательства группы во внутреннюю сферу личности.

Тема 11. Эмоциональное здоровье человека.

Общее представление о чувствах человека. Происхождение и природа чувств. Основные функции чувств: сигнальная, регулятивная, стимулирующая, оценочная. Специфика физиологического механизма эмоций.

Эмоции и личность. Влияние эмоций на эффективность деятельности. Классификация и виды эмоций. Основные характеристики и формы выражения эмоций. Методы исследования эмоций. Ситуативная динамика эмоционального процесса.

Устойчивые эмоциональные состояния. Понятие настроения и виды настроений. Факторы, обусловливающие настроение. Саморегуляция настроений. Стресс и тревога. Физиологические механизмы и этапы развития стрессового состояния. Стресс как общий синдром адаптации. Внешние проявления стресса. Психопрофилактика стресса. Специфика аффективного реагирования. Физиологические механизмы и этапы развития аффекта. Изменение сознания при развитии аффективного состояния. Невербальное поведение при аффекте. Аффект и чувства. Предупреждение аффекта.

Эмоциональные свойства индивида. Эмоциональные нарушения и их коррекция. Приемы эмоциональной регуляции и саморегуляции. Формирование здоровой эмоциональной сферы ребенка и педагогов.

Тема 12. Гигиенические проблемы состояния здоровья.

Группы, критерии, показатели здоровья как социально-гигиеническая характеристика. СанПиН как важное условие сохранения здоровья детей и взрослых. Методика комплексной оценки здоровья населения. Факторы повышения устойчивости организма человека к различным заболеваниям, перегреванию, охлаждению, гиподинамии, гипоксии, проникающей радиации, токсичным веществам и вредным воздействиям.

Методики исследования состояния здоровья учащихся. Комплексы методик исследования, направленных на изучение факторов окружающей среды и реакций организма обучающихся на влияние этих факторов.

Состояние здоровья детей и подростков, пути его укрепления. Методика изучения и оценки медико-демографических показателей здоровья, показателей заболеваемости, физическое развитие и физическая подавленность. Естественные факторы (солнце, воздух, вода, и другие факторы, как медико-педагогические основы укрепления здоровья человека.

Тема 13. Педагогические основы валеологического образования детей и подростков, взрослого населения.

Методологические и психолого-педагогические основы преподавания валеологии. Критерии оценки представлений, знаний и практических умений учащихся. Опыт валеологического образования в различных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Тема 14. Организация здоровьсберегающей деятельности в системе образования.

Основные направления здоровьсберегающей деятельности в ДОУ. Понятие валеологической образовательной среды, пути ее формирования. Организационные модели валеологической службы в системе образования : отечественный и зарубежный опыт. Образовательные учреждения как социо-эколого-валеологический комплекс.

Центры содействия здоровью обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. Программно-аппаратурное обеспечение центров. Необходимость экспертизы оздоровительных программ и аппаратуры, используемых в образовательных учреждениях.

ЧАСТЬ II. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в ДОУ.

Тема 1. Проблемы внедрения валеологии в практику работы ДОУ.

Цели и задачи валеологической работы в ДОУ. Взаимосвязь валеологи-ческой культуры и валеологического образования воспитанников. Валеологический аспект работы ДОУ, связанные с ним организационные проблемы и функциональные обязанности администрации, педагогического коллектива, сотрудников. Сравнительный анализ программ по валеологии России и зарубежных стран.

Должностные обязанности валеолога в ОУ.

Работа валеолога с педагогическим коллективом, администрацией и воспитанниками ДОУ.

Координация работы валеолога, психологической и медицинской службы ДОУ.

Особенности обучения воспитанников ДОУ здоровью и основам здорового образа жизни. Формирование сознательного отношения воспитанников к своему здоровью : оптимальная двигательная активность, рациональное питание, учет биологических ритмов, применение «лекарств для здоровых» в целях повышения уровня здоровья и резистентности организма.

Личностно-ориентированный подход к ребенку при реализации педагогических, психологических, медико-биологических разделов валеологических программ

Региональный аспект здоровьесберегающих технологий и специфика его реализации в условиях ДОУ.

Традиционные и нетрадиционные подходы и средства оздоровления, реабилитации и коррекции здоровья воспитанников ДОУ.

Тема 2. Валеологическая культура и проблемы ее формирования у воспитанников ДОУ.

Понятие валеологической культуры. Ребенок в контексте взаи-модействия культур. Валеологическая культура как отражение интеграция культур и проявление культуры жизненного самоопределения. Валеологическая культура как фактор социализации личности ребенка-дошкольника. Влияние валеологической культуры на формирование базисных характеристик личности ребенка-дошкольника.

Анализ опыта экспериментальных исследований по проблеме формирования валеологической культуры дошкольников и младших школьников (в системе непрерывного образования ДОУ - начальная школа) и условиях ДОУ.

Тема 3: Валеологическое образование воспитанников ДОУ.

Цель, задачи, проблемы, поиск и передовой опыт формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как система оптимальной жизнедеятельности человека.

Педагогические технологии реализации валеологических образовательных программ в дошкольных учреждениях. Подходы к диагностике уровня сформированности валеологических представлений и критерии их оценки.

Программное обеспечение валеологического образования в ДОУ. Проблемы отбора содержания и критерии отбора. Специфика планирования валеологического материала и сравнительный анализ существующих вариантов и систем планирования в условиях ДОУ.

Специфические подходы в реализации образовательных и оздоровительных валеологических программ в работе с воспитанниками ДОУ (в системе занятий, в игровой деятельности, через адаптированные системы йоги, у-шу и др.).

Преемственность и взаимосвязь программ как условия реализации непрерывности валеологического образования в системе ДОУ – начальная школа.

Профилактика аддиктивного поведения, наркогенной зависимости, негативные стереотипы поведения в обществе и др.). Национальные традиции воспитания и оздоровления детей в семье.

Тема 4. Психологические и психогигиенические аспекты работы с воспитанниками ДОУ.

Личностно ориентированный подход в реализации психогигиенических и психопрофилактических программ по схеме : диагностика - прогноз - коррекция - самокоррекция - контроль результатов.

Традиционные и нетрадиционные средства коррекции и самокоррекции состояний организма: аутотреннинг, дыхательная гимнастика, музыкотерапия, арттерапия, ароматонизация, цветотерапия, элементы медитации, библиотерапия (сказкотерапия, приемы саморегуляции, регуляция мышечного тонуса, самомассаж, групповая психотерапия. Технологии обучения дошкольников разного возраста способам самокоррекции.

Профилактика нарушений психического здоровья детей в ДОУ. Причины нарушений. Профилактика эмоциональной неустойчивости. Рациональное питание, режим и психическое здоровье детей разного возраста.

Задачи организация функционирования комнаты психологической разгрузки по сохранению психического здоровья воспитанников и персонала ДОУ. Диссонанс требований к двигательной, интеллектуальной, социальной активности человека и резервных адаптационных возможностей организма, как основная причина хронического психического напряжения. Музыка и настроение. Влияние цвета и образа на психическое состояние. Режим работы комнаты психологической разгрузки. Показания и противопоказания к посещению сеансов психологической разгрузки. Интерьер кабинета психологической разгрузки.

Тема 5. Медико-физиологические аспекты укрепления здоровья воспитанников ДОУ.

Проблемы адаптации воспитанников к условиям ДОУ. Личностно-ориентированный подход в реализации оздоровительных, коррекционных и развивающих программ по схеме : диагностика - прогноз - коррекция - самокоррекция - контроль результатов. Современные подходы к диагностике состояния здоровья и физического развития детей, адаптации к образовательному процессу, условиям внешней среды и ДОУ, физическим, интеллектуальным и психическим нагрузкам. Компьютерные и расчетные диагностические методики (адаптационный потенциал, оценка психофизиологического состояний детей прибором «Активациометр АЦ-06», как методы донозологической диагностики и оперативного контроля состояния организма. «Паспорт здоровья» как форма индивидуального контроля и коррекции психофизического здоровья и развития детей. Мониторинг и прогнозирование здоровья детей. Тради-ционные и нетрадиционные подходы, средства и методы оздоровления детей. Народная медицина в практике работы ДОУ и семейном воспитании. Технология обучения детей элементам самоконтроля состояния здоровья, самопомощи и самокоррекции естественными, природными средствами.

Тема 6. Контроль и программирование нагрузок в практике физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.

Основные виды и методы медико-педагогического контроля при заня-тиях оздоровительной физкультурой. Автоматизированные методы контроля физических нагрузок оздоровительной и развивающей направленности (тренажеры). Самоконтроль при занятиях оздоровительной физкультурой.

Управление процессом повышения функциональных резервных возможностей организма детей на основе современных методов психолого-педагогического и медицинского контроля. Основные требования к определению объема и интенсивности физических нагрузок с целью оздоровления и развития. Классификация физических нагрузок оздоровительной направленности. Программирование объемов нагрузок в оздоровительно физкультуре в соответствии с уровнем здоровья, функциональными возможностями и физической подготовленностью детей.

Тема 7. Психолого-педагогические аспекты нормирования нагрузок оздоровительной направленности в работе с дошкольниками.

Нормирование оздоровительных нагрузок - одна из наиболее сложных психолого-педагогических проблем. Внешние и внутренние показатели физических нагрузок. Психологические основы дозирования нагрузок. Стенические и астенические эмоции при выполнении физических упражнений. Эмоциональные компоненты нагрузок, повышающие эффективность оздоровительных занятий с детьми.

Тема 8. Гигиенические основы здорового образа жизни, обучение и воспитание дошкольников в условиях ДОУ.

Формирование потребностей в ведении здорового образа жизни, как основного условия хорошего здоровья и работоспособности человека. Личная гигиена: распорядок дня, гигиена сна, гигиена тела, одежды, обуви, отказ от вредных привычек.

Гигиена воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса в ДОУ. Оптимизация режима труда, отдыха, питания, двигательной активности в целях сохранения и укрепления здоровья.

Гигиена умственного и физического труда. Умственная и физическая работоспособность, методики их изучения и оценки. Основные средства повышения умственной и физической работоспособности детей.

Гигиена физического воспитания и занятий спортом воспитанников.

Гигиенические нормативы двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методы исследования двигательной активности: шагометрия, хронометраж, пульсометрия. Зависимость здоровья от двигательной активности детей. Гипокинезия и гиперкинезия, их влияние их негативное влияние на растущий организм.

Тема 9. Социальные факторы и проблемы формирования здоровья воспитанников в современных условиях.

Моделирование социо-эколого-валеологических комплексов на базе ДОУ. Цель, задачи работы. Модель организации. Преемственность в работе ДОУ - ДОУ, школы по формированию здоровья детей. Интеграция социальных служб города, микрорайона, ДОУ в целях оздоровления и развития детей.

Тема 10. Проблемы здоровья педагогов.

анализ состояния здоровья педагогов. Структура заболеваемости. Уровня педагогической культуры и здоровье учителя.

Профессиональные заболевания педагогов и их профилактика. Морально-психологический климат в коллективе и пути его оздоровления. Особенности морально-психологического климата в процессе инновационной и опытно-экспериментальной работы. Подготовка педагогов и сотрудников к инновационной деятельности. Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе. Профессиональная этика педагогов, воспитателей. Этика взаимоотношений педагогов, сотрудников и администрации ДОУ.

Рефлексия воспитателя. Саморегуляция воспитателя. Эмоциональный аспект педагогического труда и его роль в формировании творческого педагогического коллектива школы. Гуманистическая педагогика и здоровье учителей.

Обучение персонала ДОУ современным методикам коррекции и самокоррекции состояния здоровья (су джок терапия, релаксация, дыхатель-ная гимнастика, аутотренинг и др.).

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа семинара «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОУ»
Опубликовано: 15 августа 2022 в 15:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД