Людмила Филиппова
Уроки вежливости
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что часто дети не придерживаются правил поведения или делают ошибки в результате незнания правил.
Такое положение меня побудило подобрать и разобрать игры под условным названием "Уроки вежливости", которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений.
основной прием "Уроков вежливости"- проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.
Урок первый.
Публикация «Уроки вежливости» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выяснили. кого называют вежливым, вспомнили такие слова. как "спасибо", "пожалуйста", "до свидания".Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова. Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение "Дай, пожалуйста".
Урок второй.
У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или обидчика. Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.
Урок третий.
Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать ошибку, я собрала детей в кружок и, смотря на троих детей, сказала : "Дай мне твой платок". Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.
"Сережа, удивилась я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И у тебя, Оля. не просила". Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только не понятно, кому предназначены твои слова, но и не вежливо.
Урок четвертый.
Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступать дорогу встречному. Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой- ее внука. В узкую дверь, сделанную и кубиков навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают вывод: пожилым людям, маленьким детям нужно уступать дорогу.
Урок пятый.
В группе часто возникают "неожиданные случайности" из-за невнимания, неловкости. Например. один ребенок нечаянно толкнет другого. Совет воспитателя не ссориться. извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. Я использовала разнообразные ситуации, например идя к столу, нечаянно задевала кого-либо из детей. Я рассказала, что извиниться в таком случае- не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.
Последующие уроки шли под названием "Ожившие картинки".Для этого я использовала парные карточки из настольной игры "Так и не так".
В формировании навыков культурного поведения я не ограничиваюсь только уроками вежливости. Широко использовала чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, беседы на этические темы. К своей работе привлекала и родителей.