Мария Мутина
В детский сад без слёз. Из опыта работы по адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим опытом работы, которая у меня проходила во время адаптации детей, так как именно в этот период не всё складывается гладко и удачно.
Публикация «В детский сад без слёз, Из опыта работы по адаптации детей» размещена в разделах
Дети приходят первый раз в детский сад совершенно по-разному настроены. Одни оглядываются, им всё интересно и они с удовольствием идут в группу, оставляя позади себя родителей. Другие крепко держат за руку свою мамочку, чтоб ни дай бог она его не покинула в столь ответственный для него момент, так как и бежать к новым игрушкам хочется и мамочку отпустить боится. Третьи, начинают кричать уже на входе в группу: чем уж его дома так напугали, что одного вида детского сада боится.
И так, расскажу, как адаптировались мои дети. Длится этот период в среднем 5-6 месяцев. Каждые два-три дня приходят по 2 новеньких ребёнка, такой график очень удобен как для нас педагогов, так и для детей. В среднем один ребёнок адаптируется около месяца : неделя выделялась по 2 часа, неделя до сна, третья неделя на сон. час и соответственно, только на последней неделе месяца, ребёнок мог посещать детский сад на целый день. Но случалось и так, что это происходило чуть раньше, если ребёнка всё устраивало и мы видели, что он, действительно, готов к посещению детского сада на весь день.
Только по такому графику, ребёнок может быстрее и безболезненно, для своей ещё не сформировавшейся нервной системы адаптироваться. Конечно, не только благодаря этому графику, дети легче переносят адаптацию.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным приемом работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Мы предлагаем шумовые игрушки, как сделанные своими руками, так и заводские. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое, потому что сама ёмкость – игрушка, обязательно должна быть прозрачной. Малыши любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Так же дети с удовольствием играют с мыльными пузырями, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают при этом только положительные эмоции.
Очень успокоительно действует на ребёнка тестопластика и песочная терапия. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые «картины». Использование игр и игровых упражнений с песком очень эффективны, они обладают релаксационным действием. Кроме того, во время практических действий из солёного теста, а именно тесто, а не пластилин, так как он твердоват для маленьких пальчиков, ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне», но это очень большой сдвиг в адаптации маленького человека к новой среде.
Так же малыши очень любят рисовать, но не кисточкой, которую они ещё и держать-то толком не могут, а пальчиками, а иногда и всей ладошкой. Именно такие методы и приёмы нетрадиционного творчества создают атмосферу непринужденности и эмоционально – положительного отношения к деятельности и ко всей адаптации в целом.