Татьяна Шерстнева
«В гости к Бабушке — Загадушке» (дифференциация звуков с — ш)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционной образовательной деятельности по формированию фонетико – фонематических процессов (подготовительная группа)
Тема: Дифференциация звуков /с/ - /ш/ «В гости к Бабушке – Загадушке»
Цели:
• Закреплять навыки различения на слух звуков /с/ - /ш/ и правильного употребления их в речи;
• Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже;
Публикация «„В гости к Бабушке — Загадушке“ (дифференциация звуков с — ш)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка;
• Совершенствовать зрительно – пространственное восприятие;
• Развивать логическое мышление, навыки чтения;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Воспитывать умение работать коллективно, оказывать помощь друг другу;
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Оборудование: магнитофон; CD диск с записью музыки; картинный материал (Бабушка – Загадушка, девочка, мальчик, предметные картинки со звуками /с/ и /ш/ в названии; кузовок, сундучок, шкатулка; массажные шарики (по количеству детей); волшебная «светящаяся» палочка; речевой куб «Магнитофон»; плакат с кроссвордом; цветные маркеры; свисток, бубен; магнитная доска, магниты; ноутбук.
Организационный момент:
Игра «Давайте поздороваемся» (на хлопок – здороваемся за руку и произносим любое приветствие; на свисток – здороваемся плечиками и произносим «доброе утро»; на звук бубна – молча здороваемся спинками).
Логопед: Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (ответы детей). В группе сразу стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.
На столе 2 предмета: сундук и шкатулка. Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Л: Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? (ответы детей). А в чем их сходство?
Л. Обобщает и уточняет значение данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).
Л: Произнесите слово сундук и выделите первый звук. ( Дети: С-с). Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. ( Дети: Ш-ш).
Л: Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук /с/, то картинку положите в сундук, если слышите звук /ш/, то в шкатулку. Но, прежде, чем сесть на свое место, расскажите, что вы сделали.
( Ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку).
Картинки со звуком /с/ : лиса, кресло, маска, свекла, колбаса, кроссовки, редиска, капуста, автобус, барсук, чеснок, самолет, стакан, сковорода, оса, сыр, стрекоза.
Картинки со звуком /ш/ : шапка, кукушка, шоколад, вишня, чашка, шкаф, шуба, рубашка, погремушка, шляпа, лошадь, матрешки, кошка, неваляшка, шорты, груша, шмель.
Л: Какие звуки вы выделяли в словах? ( Дети: звуки /с/ и /ш/).
Основная часть:
Л: Сегодня к нам на занятие пришла… (показывает картинку на магнитной доске)
Дети: Бабушка – Загадушка.
Л: Она, как всегда, со своим кузовком. Кто догадался, из какого материала он сделан? (ответы детей).
Л: Ребята, как вы думаете, что у нее в кузовке?
Дети: Там могут быть игрушки, загадки.
Л: Давайте посмотрим, что у нее в кузовке! (достает картинку с изображением солнышка). Логопед зачитывает задание на обратной стороне рисунка.
Игра «Узнай звук»
(когда вы услышите в произнесенных мной словах звук /с/, хлопните один раз, а когда услышите звук /ш/ - 2 раза (сом, шапка, душ, самолет,шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сучок). Дети выполняют задание.
Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки.
Какие звуки мы слышим в имени этого героя? (ответы детей).
Л: Степашка принес нам зашифрованное письмо. Поможем расшифровать. Логопед показывает карточки: стрелочка вверх указывает, что надо произность звук /ш/, а вниз – звук /с/ : громко, тихо, умеренно.
Развитие движений кистей рук
Л: Ребята, давайте представим, что ваша кисть – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со, если пальчики подняты вверх (как наш язычок, то слог ша (шо).
Дети повторяют за логопедом слоговые цепочки (са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес).
Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом – левой, затем обеими кистями рук одновременно).
Л: Придумайте, пожалуйста, имя мальчика, в котором слышатся звуки /с/ и /ш/. Достает из «кузовка» картинку с изображением мальчика.
Дети: Саша.
Л: Как его можно назвать ласково? ( дети: Сашенька, Сашуленька, Сашок).
Игра «Угадай имя»
На магнитную доску прикрепляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка; у мальчика - коляска, сарафан, скакалка, сумочка.
Л: Бабушка – Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки.
Выставляет и называет картинки – мишка, иголка, шапка, ананас.
Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово (Миша).
Л: Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки).
Дети по очереди выходят и записывают маркером ответы, читают слова.
• Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (Бусы)
• Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы)
• Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон)
• Углубление в земле или снегу. (Яма)
Л: Прочитайте имя девочки по вертикали. (Соня)
Л: как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные? (ответы детей)
Л: А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их? ( дети: им нужно поменяться игрушками).
Л: Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?
Дети: Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.
Л: А что отдаст Миша Соне?
Дети: Миша Соне отдаст коляску, сарафан, скакалку, сумочку.
Л: Молодцы, развеселили Соню и Мишу. (Незаметно для детей меняются съемные картинки грустных лиц на веселые).
Динамическая пауза (звучит музыка)
Л: Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи (дети бегают мелкими шажочками)
И смешные лягушки. (прыгают, как лягушки)
Смешные медведи, (ходят, как медведи)
Смешные олени, (подносят к голове руки, пальцы раздвинуты)
Смешные моржи, (двигаются боком)
Смешные тюлени. (бегут с подскоком).
Музыка останавливается.
Л: Кто запомнил, каким животным вы подражали?
Дети: Смешным ежатам, смешным лягушатам… (хоровые и индивидуальные ответы).
Садитесь на стульчики: сначала девочки, потом мальчики.
Л: Послушайте загадку :
Ростом мал, да удал, от меня ускакал.
Хоть надут он всегда – с ним не скучно никогда.
Достает из «кузовка» Бабушки – Загадушки – мяч.
Игра с мячом: «Мячик маленький поймай, да словечко приласкай»
стих – стишок
пастух – пастушок
солнце – солнышко
стекло – стеклышко
сын – сынишка
соловей – соловушка
сторона – сторонушка
старуха – старушка
шерсть – шерстинка
трус – трусишка
Л: Молодцы, все словечки правильно назвали. А хотите поиграть с «волшебной палочкой».
Игра «Волшебная палочка» (логопед называет слово и передает ребенку волшебную палочку. Ребенок заменяет первый звук в слове на звук /ш/ и возвращает палочку:
Тапки – шапки, жаль – шаль, губы – шубы, майка – шайка, мыло – шило, фланг – шланг, мах – шах, стык – штык.
Л: Очень хорошо, и это задание выполнили без ошибок. Ведь на то она и волшебная палочка, чтобы помогать.
Л: Садитесь на стульчики. Вас ждет сюрприз от Бабушки – Загадушки. Логопед загадывает загадку про ноутбук :
«Он умен не по годам
И похож на чемодан»
Компьютерная игра «Пространственное восприятие» (дети выполняют задание по очереди, оречевляя свои действия).
Л: В «кузовке» у бабушки есть массажные шарики. Хотите с ними поиграть? Дети берут по массажному шарику и на каждый слог по тексту перекладывают его из одной руки в другую, сжимают; повторяя слова за логопедом:
Мячик нам поможет сжать
Сила с волей пополам,
Станут пальчики сильней,
А головушка умней.
Л: А теперь поиграем в игру «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись», шарик нам будет помогать:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша.
Са – са – са – голубые небеса.
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу.
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Л: А еще наша Бабушка – Загадушка большая шутница. Послушайте, что она придумала.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет …ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову …подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в …миску.
Л: Ребята, вот и закончились задания от Бабушки – Загадушки. Ее ждут в других детских садах. Ой, чуть не забыла: тут записка от Бабушки для вас : «Если у вас хорошее настроение и вам было интересно выполнять мои задания, положите мячик в шкатулку, если было скучно и неинтересно – в сундучок. А еще в «кузовке» есть сладкие призы. До свидания!».